Половое размножение кукушкиного льна

Кукушкин лен

Кукушкин лен – род листостебельных зеленых мхов отдела моховидные растения. Известно около 100 видов, произрастающих по всей Земле. В виде подушкообразных дерновин кукушкин лен распространен в лесах, тундре, горной местности, на болотах и лугах, зачастую формирует густой полог. Представители данного рода участвуют в заболачивании почв и торфообразовании.

В странах СНГ встречается около 10 видов растений данного рода в северных регионах и средней полосе. Наиболее распространен кукушкин лен обыкновенный, или политрихум обыкновенный. Этими растениями богаты заболачивающиеся леса-долгомошники в тайге, влажные леса и болота.

Размножение кукушкина льна. Это растение размножается бесполым (побегами, спорами) и половым (гаметами) путем. Гаметофит представляет собой многолетний зеленый побег с листочками и ризоидами (корнеподобными образованиями). Растение образует многочисленные споры. Из каждой споры при благоприятных условиях развивается побег с небольшой продолжительностью жизни, который выглядит как коробочка (спорангий) на ножке. Строение коробочки со спорами отличается от такового других листостебельных мхов. В верхней части она прикрыта колпачком с тонкими волосками и похожа на льняную пряжу. А сами коробочки напоминают кукушку, замершую на шесте. Это определяет название растений данного рода.

Значение кукушкина льна. Благодаря специфическому строению листьев и образованию плотной дернины, распространение приводит к поверхностному накоплению влаги и заболачиванию местности. Также эти мхи участвуют в образовании торфа.

Затем в учебнике последовательно излагается размножение спирогиры, улотрикса, сфагнума, кукушкина льна, папоротника, голосеменных растений на примере сосны, а завершается это размножением покрытосеменных растений. Весь материал изложен доступно, но, к сожалению, не работает на развитие ученика и превращает биологию в описательную науку, не показывая ее логической красоты и внутренних взаимосвязей.

Что может сделать учитель, чтобы не произошло путаницы понятий, чтобы каждый последующий урок работал на формирование системы знаний о размножении растений, а главное, чтобы курс биологии был логичным и интересным для ребенка? Предлагаемый подход к изучению вопросов размножения растений реализован в разобранных ниже фрагментах уроков. Эти примеры помогут отказаться от бесконечного рассказа учителя при объяснении нового материала, включить учащихся в активный процесс добывания знаний, используя обычные методы фронтальной работы. Данный подход к изучению вопросов размножения растений заимствован из авторской программы Н. И. При таком построении курса в первый год обучения (6- й класс) вводятся основные биологические понятия: отличительные признаки живого, уровни организации органического мира, взаимосвязь организма и среды. Это позволяет концентрировать вокруг них специальные понятия и рассматривать фактический материал как частный случай общих закономерностей.

  1. Рассмотрим цикл развития мха кукушкин лен (рис. Стебли этого мха небольшие, крепкие, с многочисленными мелкими, узкими, жесткими листьями.

В дальнейшем общебиологические понятия концентрируются при изучении многообразия живого в 7- м классе, человека в 8- м классе, а в 9- м классе обобщаются уже на более высоком уровне в курсе «Общие закономерности живого». Все это позволяет целенаправленно развивать мышление. Важно и то, что у учащихся при реализации этого курса не только формируется система знаний о биологических процессах и явлениях, но и развиваются такие умения и навыки, как способность сравнивать, анализировать, выделять главное. В 6- м классе тема «Размножение» включает в себя следующие уроки. Бесполое размножение».

Все уроки проводятся с использованием компьютерных презентаций. К сожалению, рисунки, представленные в данной статье, передают только конечное содержание слайда. В реальном времени процесс выведения информации на экран напоминает поэтапную работу учителя на доске. Это позволяет совместить процессы обсуждения и конструирования части изучаемой информации.

Этап повторения актуализирует именно ту информацию, которая будет работать при обсуждении новой темы. На этом этапе обсуждаются следующие вопросы. Естественно, в 6- м классе от детей не нужно требовать запоминания стадий этих двух процессов.

Вся предварительная работа проведена. Учащиеся готовы самостоятельно разобраться в особенностях жизненного цикла мха. Следующий слайд содержит известный им жизненный цикл растений и мультфильм. После первого просмотра можно задать учащимся вопрос о том, с какого места жизненного цикла он начинается. Далее обсуждаем, что увидели в кинофрагменте.

Частный случай жизненного цикла мха разобран на основе общей закономерности. Дети активно вовлекаются в учебный процесс, а не пассивно слушают объяснения учителя. Для стимулирования познавательной активности название следующего этапа урока скрыто от детей. Заголовок слайда появится после обсуждения кинофрагмента, в котором в режиме замедленной съемки показан рост молодого листа папоротника. Посмотрите кинофрагмент и скажите, о какой группе растений пойдет далее речь на уроке? Содержание параграфа по этому вопросу ограничено всего одним предложением: «Чередование поколений происходит и у папоротников».

Достаточно. ли это для изучения процесса размножения у папоротников? Оказывается. достаточно, ведь в учебнике есть рисунок жизненного цикла, а жизненный цикл растений разобран на предыдущих этапах урока.

У большинства папоротников вайи сильно расчленены и растут своей верхушкой. Молодые, еще нераспустившиеся листья улиткообразно закручены. Если летом посмотреть на нижнюю сторону вайи, можно увидеть небольшие коричневые бугорки. Это группы спорангиев – образований, в которых созревают споры. Все части папоротника растут от корневища, поэтому давайте бесполое поколение папоротника назовем корневищным растением.

Следующий слайд содержит известный учащимся жизненный цикл растений и мультфильм. Просмотреть кинофрагмент лучше два раза.

Поэтому далее будут представлены только фрагменты уроков. Фрагмент урока. Поэтому на нем обязательно надо вспомнить жизненный цикл растений. Методика повторения аналогична рассмотренной выше в конспекте урока 6- го класса. Жизненный цикл последовательно появляется на слайде презентации, каждый элемент выводится на экран только после обсуждения вопроса.?

Далее учитель, не комментируя, по частям выводит на экран схему полового размножения хламидомонады и просит учащихся составить рассказ по этой схеме. Затем обсуждаются условия, в которых происходит половое размножение хламидомонады. Характерно, что ответы учащихся по новому для них материалу часто напоминают выдержку из учебника, приведенную в начале статьи. При наступлении благоприятных условий хламидомонада размножается бесполым способом.

3. Размножение и развитие мха кукушкин лен.

Цикл развития: споры (гаплоидные; при их образова­нии происходит редукционное деление) -> прорастание споры во влажной почве -> нитчатый предросток (прото­нема) -> на протонеме образуются почки, а из них листо­стебельные растения (гаплоидные гаметофиты).

4. Происхождение названия «кукушкин лен».

Стройные коричневые стебельки кукушкина льна усеяны маленькими тёмно-зелёными листочками и слегка похожи на растение льна в уменьшенном виде. Отсюда последняя часть названия — лён. Коробочки, которые появляются на женских растениях, похожи на сидящую на «шесте» кукушку.

Строение кукушкина льна. Это многолетний листостебельных мох достаточно крупных размеров с ризоидами в нижней части стебля (примитивными аналогами корней). Первичный горизонтальный стебель развивается без листьев. Вторичный стебель прямостоячий, может быть как простой, так и разветвленный. Длина вторичного стебля составляет, в среднем, 10-15 см, но может достигать 30-40 см. Стебли густо покрыты листьями, каждый из которых на верхней своей поверхности имеет ассимиляционные пластиночки и крупную основную жилку. Нижние листья на стебле развиваются в форме чешуек.

Во внутреннем строении стебля различают примитивную проводящую систему, благодаря чему вода с растворенными питательными веществами перемещается по стеблю. Отдельные удлиненные клетки стебля, в которых отсутствует содержимое, соединены порами аналогично трахеидам высших растений. Их предназначение – транспортировка воды.

Источник: http://beaplanet.ru/moh/kukushkin_lyon.html

Общая характеристика зеленых мхов. Кукушкин лен: строение, размножение, развитие, происхождение названия

1. Общая характеристика зеленых мхов.

В жизненном цикле зеленых мхов, как и у всех мохооб­разных, преобладает гаплоидное поколение — гаметофит, спорофит в виде коробочки, развивается на гаметофите. Самый крупный род зеленых мхов — кукушкин лен. Мхи этого рода многолетние растения. Обычно они растут в за­болачивающихся лесах и по окраинам болот, образуют плотные, густые дернины.

2. Внешнее строение мха кукушкин лен.

Стебель у кукушкина льна прямостоячий, обычно невет­вистый (30-40 см), листья линейно-шиловидные. У листа есть срединная жилка. Корней у кукушкина льна нет. Их за­меняют нитевидные выросты — многоклеточные ризоиды, которые располагаются на нижней части стебля. Они всасы­вают воду из почвы, а также служат для прикрепления.

Кукушкин лен — растение двудомное. Женские поло­вые органы (архегонии) и мужские половые органы (анте­ридии) развиваются на разных растениях. В архегониях образуются яйцеклетки, в антридиях сперматозоиды. Мужские растения всегда можно отличить по присутст­вию более крупных листьев желто-бурого цвета, которые окружают мужские половые органы — антеридии. На женских экземплярах таких листьев нет. После оплодо­творения яйцеклеток сперматозоидами, которые попада­ют в женские половые органы через капли воды, из зиго­ты образуется спорофит — коробочка на длинной ножке (способствует распространению спор на большее рас­стояние). Коробочка состоит из урночки и крышечки, 38 сверху прикрыта колпачком. В урночке находится споран­гий со спорами. Когда споры созреют, в сухую погоду колпачок, а за ним и крышечка опадают. Тонкая ножка раскачивается даже от слабого дуновения ветра, и мелкие и легкие споры высыпаются. Материал с сайта //iEssay.ru

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ^^^

Источник: http://www.iessay.ru/ru/other/biologiya/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami/botanika/obshhaya-harakteristika-zelenyh-mhov.-kukushkin-len-stroenie-razmnozhenie-razvitie-proishozhdenie-na

Установите Последовательность Размножения Мха Кукушкина Льна

Дмитриева. Педагогический марафон 2. Можно было бы сказать, что эта статья посвящена просто методике тем курса биологии, касающихся вопросов размножения растений.

На самом деле это не совсем так. Приведу пример из учебника одной из авторских линий концентрического курса биологии (наиболее, на мой взгляд, удачной). Он касается размножения хламидомонады. Зооспоры растут и достигают величины материнской клетки. При похолодании или пересыхании водоемов и других неблагоприятных условиях у хламидомонады образуются двужгутиковые половые клетки – гаметы.

Выйдя из материнской оболочки, гаметы сливаются попарно – образуются зиготы. Они покрываются толстой оболочкой и зимуют. Весной зигота делится, в результате чего образуются 4 клетки – молодые особи». В этом тексте все понятно и просто, но, к сожалению, совершенно не ясно, что следует из описанных особенностей размножения хламидомонады.

Установите правильную последовательность стадий размножения ДНК-содержащих вирусов. Установите последовательность этапов развития мха кукушкина льна, начиная с прорастания споры. Торфяным мхом называют: 1- кукушкин лен 2- сфагнум 3- щитовник мужской 4- печеночный мох. Установите последовательность этапов размножения мха кукушкин лен. Б) взрослое растение гаметофит. Сфагнум отличается от кукушкина льна отсутствием: а) листьев. Необходимым условием для размножения мхов является наличие: а) света. Установите последовательность этапов жизненного цикла мха, начиная со споры.

  • А.заросток-гаметофит Б.споры В.оплодотворение Г.половые клетки Д.взрослое растение-спорофит Е.зигота Ж.молодое растение-спорофит. В5.Установите последовательность этапов размножения мха кукушкина льна.
  • Действие урока опирается на наглядность, но при этом не дает детям готовых решений, позволяет им найти их самим. Урок «Половое размножение растений»Жизненный цикл – первое понятие, которое вводит на уроке учитель. Жизненный цикл – последовательность стадий развития, через которые проходят представители данного вида от зиготы одного поколения до зиготы следующего поколения. На слайде презентации первым разворачивается центральный круг. Далее обсуждается, почему именно эта геометрическая фигура использована для представления жизненного цикла (начала нет и нет конца).

    Очень оживляют урок задания, в которых приходится работать с фотографиями реальных объектов. Следующий слайд предполагает именно такую работу. Ребятам предложено расположить рисунки в правильном порядке. Это немудреное задание позволяет соединить практику и теорию. На следующем этапе урока разбирается жизненный цикл растений.

    Можно пойти по простому пути и дать учащимся готовое решение, а можно попытаться совместными усилиями сконструировать жизненный цикл растений. Отправной точкой для этой работы будут следующие положения (их ребята записывают в тетрадь). Жизненный цикл последовательно появляется на следующем слайде презентации, где каждый элемент выводится на экран только после обсуждения вопроса. В учебнике 6- го класса описываются жизненные циклы хламидомонады, спирогиры и кукушкина льна. Два первых примера на уроке рассматривать не стоит, т.

    Закрепить знания о жизненном цикле растений и показать, как действует общая закономерность, лучше на примере жизненных циклов кукушкина льна и папоротника. Учитель делает утверждение: «Кукушкин лен – двудомное растение». На этом этапе урока важно определить, что яйцеклетка находится на верхушке женского растения и, поскольку она неподвижна, то образовавшаяся зигота будет находиться там же. А это значит, что бесполое поколение может вырасти только на верхушке женского растения.

    Презентация позволяет запустить кинофрагмент и во время обсуждения. Колонка «папоротник» на этом этапе остается незаполненной. При этом использованы разные виды работы, релизован принцип «повторение – мать учения», и, что немаловажно, учитель организовал работу учащихся по добыванию новых знаний.

    Учитель предлагает частный и общий случаи, а чтобы у детей не разбегались глаза при работе с двумя источниками информации, фрагмент страницы учебника попадает на экран презентации. Давайте по рисунку найдем половое и бесполое поколения папоротника.

    Для этого вспомним, как размножается половое поколение? Чтобы облегчить процесс поиска, каждый обсуждаемый этап жизненного цикла на рисунке закрашивается по щелчку левой кнопки мыши в определенный цвет, то же самое происходит и на схеме жизненного цикла растений: фиолетовый – гаметы, розовый – половое поколение, голубой – бесполое поколение, зеленый – споры. Для обсуждения можно использовать следующие вопросы. Последний вопрос вызывает у учащихся определенное затруднение: как же назвать бесполое поколение папоротника? Надо рассмотреть строение бесполого поколения папоротника. Вспомните, что такое корневище. Корневище – подземный побег.

    От корневищ растут также и листья папоротника. Листья папоротника имеют особое строение и называются вайями.

    После первого просмотра можно задать учащимся вопрос о том, с какого места начинается жизненный цикл, и обсудить, что они увидели в кинофрагменте. Презентация позволяет запустить кинофрагмент и во время обсуждения. Таким образом, жизненный цикл папоротника на уроке повторен тоже.

    Немаловажно и то, что работа с рисунком из учебника позволяет получить необходимую информацию. Любой рисунок учебника имеет информативную значимость. Это иная форма представления информации и учащихся с ней тоже надо учить работать. В завершение урока делается вывод по заполненной таблице. Планирование этой части курса 7- го класса может быть следующим.

    Урок. Класс Двудольные». Из этого планирования ясно, что вопросам размножения растений можно посвятить только часть урока.

    В ходе обсуждения необходимо обратить внимание учащихся на следующие моменты. При половом размножении спирогиры две нити располагаются параллельно друг другу.

    Источник: http://knowledgepromo376.weebly.com/blog/ustanovite-posledovateljnostj-razmnozheniya-mha-kukushkina-ljna

    Чем сфагнум отличается от кукушкина льна

    Отличие мха сфагнум от кукушкиного льна

    Покупатели постоянно задают вопросы чем отличается сфагнум от кукушкиного льна.

    Для сруба бани лучше использовать сфагнум, он поможет избежать избыточной влажности, а также не даст бревнам гнить. А для сруба дома можно использовать любой.

    1.Кукушкин лен-зеленый мох, сфагнум-белый мох, торфяной.

    2. У кукушкина льна стебель не ветвится, а у сфагнума-есть ветви трех видов

    4. В листьях у кукушкина льна нет мертвых клеток, а у сфагнума их большое количество, это воздухоносные клетки, способные к поглощению влаги.

    Мох строительный Сфагнум-самый лучший природный антисептик,срок эксплуатации сотни лет,сохранит межвенцовые пространства на века, в отличии от пакли и джута, а тем более изовера при попадании влаги в эти утеплители дерево начинает преть так как в них нет антисептика и они плохо отдают влагу и образуется влажная благоприятная среда для бактерий сосна сгнивает за 5-7 лет,если дом не обшит,но если вы всё таки решили использовать лён, джут, паклю, то первые два три нижних венца оклада следует утеплить мхом, так как попадание влаги в межвенцовые пространства от земли и фундамента исключать нельзя, а влага для дерева разрушительна.

    Сравнение мхов сфагнума и кукушкиного льна

    Для школьников 5 6 7 класс.

    Чем отличается сфагнум от кукушкина льна. различия, что общего .

    Сфагнум (так же называемый белым мхом) и кукушкин лён (долгий мох) представители мохообразных, относящиеся к разным классам: Листостебельным мхам и сфагновым мхам соответственно.

    фото: Мох Кукушкин лён и сфагнум в лесу

    Обитают в пререулажнённых местах, кукушкин лён преимущественно под пологом леса, сфагнум как в лесу так и на болотах, в зависимости от видов. Болотные сфагнумы могут расти и на поверхности воды, благодаря этому на берегах заболоченых водоёмов может образовываться сплавина — плавучий растительный ковёр, или плавающие острова.

    еловые леса образующие растительные сообщества с порслью кукушкиного льна (долгого мха) называются Ельники-долгомошники

    Строение: Кукушкин лён и сфагнум это довольно крупные мхи, размеры обоих могут достигать 15-20 саниметров (размеры прочих мохообразных могут не превышать и нескольких миллиметров).

    Оба мха не имеют настоящих корней как у высших растений, вместо корней у Кукушкина льна имеются ризоиды, удерживающие его на субстрате, и выполняющие функцию впитывания влаги, у сфагна, же, ни корней ни ризоидов нет, влагу он впитывает всей своей поверхностью. Нижняя часть его постепенно отмирает со временем образуя торф, в то время как верхняя часть постоянно нарастает.

    Стебель у кукушкиного льна прямой, не ветвящийся, покрыт множеством листочков имеющим центральное ребро. У сфагнума стебель ветвистый, веточки располагаются мутовками, стебель густо покрыт мелкими, спирально расположенными листочками без центрального ребра.

    Оба мха размножаются спорами, образуя коробочки со спорами — спорангии

    Мох сфагнум с коробочками — спорангиями (Фото:Лена Куприкова )

    Мох кукушкин лён со спорангиями (Фото:Лена Куприкова )

    помимо полового размножения спорами, мхи могут размножаться вегетативно: кусочек стебля или листа может образовать новое растение.

    В стеблях кукушкина льна имеется примитивная проводящая система, образованая удлинёнными, соединёнными друг с другум клетками. У сфагнума отсутствует специализированная проводящая система, зато сфагнум может впитывать большое количество воды, благодаря тому, что состоит из 2 типов клеток: узких сетчатосоединённых зелёных живых клеток, и расположенных между ними больших полых отмерших клеток в которых накапливается вода.

    Хозяйственное значение: кукушкин лён используется в ландшафтном дизайне, волокно используется для составления почвосмесей для орхидей и некотрых редких декоративныых растений. Сфагнум образует торф являющйся незаменимым продуктом. торф является и ископаемым топливом, и сырьём для химической промышленности. так-же торф используется в качестве почвосмеси для овощеводства и цветоводства. Кроме этого сфагнум и кукушкин лён издавна на Руси применяется как утеплительный материал при строительстве деревянных изб и срубов

    Значение в природе: Оба мха являются первичными почвообразователями — кукушкин лён дает так называемый грубый гумус, а сфагнум образует торф. Заросли кукушкиного льна и сфагнума способны задерживать большое количество влаги, кукушкин лён благодаря густой облиственности и сомкнутости дернины, а сфагн еще и благодаря пористой структуре

    задерживая осадки такие заросли уравнешивают водный режим рек. Иногда способствуют заболачиванию лесных почв

    В тундровой зоне моховой покров кукушкиного льна, наравне с лишайником ягелем поедается оленями.

    49. Зеленые листостебельные мхи. Кукушкин лен

    Установите по рисункам (рис. 261, 267), чем мох кукушкин лен сходен со сфагнумом и каковы различия между ними.

    Общая характеристика зеленых листостебельных мхов. Эти мхи широко распространены от Арктики до Антарктики. Они образуют сплошные покровы на болотах, покрывают на большом протяжении почву в хвойных лесах, на лугах, в горах и тундрах. Известно около 14 тыс. видов зеленых мхов. К наиболее распространенным из них относятся разные виды кукушкина льна. В нашей стране наиболее известен кукушкин лен обыкновенный, встречающийся обычно в заболачивающихся лесах и по окраинам болот.

    Строение кукушкина льна. Стебель у кукушкина льна буровато зеленый, прямостоячий, обычно неветвистый, высотой 15–20 см (рис. 267). На нижней части стебля имеются ризоиды. Ими кукушкин лен закрепляется в почве и всасывает из нее воду и растворы минеральных веществ.

    Рис. 267. Кукушкин лен

    Листья у кукушкина льна линейно шиловидные. На срезе листа под микроскопом видны столбики клеток. В них находится хлорофилл. Между столбиками клеток скапливается и удерживается вода.

    Образующиеся в листьях органические вещества поступают в другие части тела по проводящим тканям стебля.

    Размножение кукушкина льна. Кукушкин лен — двудомное растение. Мужские растения имеют на верхушке красноватые листочки, между которыми находятся мешочки — мужские органы размножения (рис. 268). В них развиваются двужгутиковые сперматозоиды. У женских растений все листья зеленые. Между листьями на верхушке побега расположено по одному колбовидному женскому органу размножения. В его расширенной части образуется яйцеклетка (рис. 268).

    Рис. 268. Верхние части побегов кукушкина льна

    В весеннее половодье или после дождя дернинки кукушкина льна бывают покрыты водой. В это время мужские мешочки вскрываются и сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам. После оплодотворения яйцеклетки образуется зигота, которая, не выходя из женского органа, начинает делиться. На верхушке женского растения, как и у сфагнума, развивается покрытая колпачком коробочка на длинной ножке (рис. 269). Нижняя часть ножки образует присоску, которая поглощает из женского растения органические вещества. Внутри коробочки развивается множество одно клеточных спор. В сухую погоду колпачок сбрасывается и споры рассеиваются.

    Рис. 269. Коробочки кукушкина льна

    Попав в благоприятные условия спора прорастает. Из нее развивается ветвящаяся нить, похожая на нитчатую водоросль — это предросток (рис. 270). На нем образуются почки, дающие начало новым мужским и женским растениям кукушкина льна.

    Рис. 270. Предросток кукушкина льна

    Таким образом, у кукушкина льна, как и у сфагнума, в течение жизни происходит смена поколений — спорофита и гаметофита. Гаметофит (половое поколение) представлен облиственным побегом. Спорофит (бесполое поколение) — коробочка на длинной ножке. Растения бесполого поколения живут за счет растений полового поколения.

    Плотный покров кукушкина льна задерживает атмосферную влагу, может вызвать заболачивание леса и затруднять его возобновление: семена деревьев и кустарников, попавшие на плотный моховой покров, закрывающий почву, не могут прорастать.

    Другие зеленые мхи. На болотах, в лесах, чаще на местах кострищ произрастает мох фунария (рис. 271). Он образует светло-зеленые дернинки. Его стебли достигают 1–3 см высоты, а ножка коробочки — 8 см.

    Рис. 271. Фунария

    В ручьях с проточной водой, а иногда и в стоячих водоемах, встречается мох обыкновенный ручьевой (рис. 272). Он имеет слабоветвящиеся побеги, длиной до 50 см. Иногда его содержат в аквариумах.

    Рис. 272. Мох ручьевой

    Кукушкин лен.

    1. Где в природе встречается кукушкин лен и каково его строение? 2. Чем половое поколение у кукушкина льна отличается от бесполого поколения? 3. Как происходит у кукушкина льна развитие бесполого и полового поколений? 4. Почему мхи, растущие в воде, нельзя отнести к водорослям?

    Рассмотрите в гербарии сфагнум и кукушкин лен. По каким признакам можно их различить? Результаты наблюдений напишите в тетради.

    Источники: http://www.xn—-wtbeac6b.xn--p1ai/page, http://btnvm.narod.ru/moss/moss_school.htm, http://blgy.ru/biology6v/moss

    Комментариев пока нет! Ваше имя *

    Источник: http://www.restart24.ru/chem/chem-sfagnum-otlichaetsja-ot-kukushkina-lna-2.html

    Разработка урока по биологии "Особенности строения, цикл развития и распространение зеленого мха"

    сформировать представление о растениях отдела моховидные, как высших споровых, на примере зеленого мха; сравнить их с растениями отдела водорослей, проследить усложнение организации растений изученных отделов; сформировать понятия: бриология, ризоиды, протонема, спорофит, гаметофит, спора, жизненный цикл;

    развивать знания об организмах Царства растения, процессах их жизнедеятельности; развивать навыки работы с интерактивной доской;

    Открытый урок

    Тема: «Особенности строения, цикл развития и распространение зеленого мха»

    Цель урока:

    сформировать представление о растениях отдела моховидные, как высших споровых, на примере зеленого мха; сравнить их с растениями отдела водорослей, проследить усложнение организации растений изученных отделов; сформировать понятия: бриология, ризоиды, протонема, спорофит, гаметофит, спора, жизненный цикл;

    воспитывать интерес к предмету через интеграцию биологии и информатики.

    Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку в программе A CTIVs tudio, флэш-ролики «Бесполое размножение хлореллы и хламидомонады», «Размножение улотрикса», «Созревание спор у кукушкина льна», видео-файл «Кукушкин лен», набор пластиковых таблиц «Размножение кукушкина льна», гербарии зеленых, бурых и красных водорослей, кукушкина льна и сфагнума; набор пластиковых таблиц «Половое размножение хламидомонады», термины на доске, тестовое задание на листках у каждого ученика, карточки с заданиями. Таблица «Царство растений»

    ПЛАН

    I. ППН

    II. Опрос

    Итак, сегодня мы должны обобщить материал о водорослях, а также в ходе изучения новой темы проследить усложнение организации растений отдела моховидные по сравнению с растениями отдела водоросли.

    Повторяем:

    1. Фронтальный опрос.

    Какое царство живых организмов мы начали изучать?

    На какие подцарства делится это царство?

    Какие растения относятся к низшим споровым? А к высшим споровым? А к семенным?

    2. Работа со слайдом «Сравнительная характеристика основных групп растений»

    Почему низшие споровые так названы? Какие признаки характеризуют низшие споровые? Чем отличаются низшие споровые и высшие споровые? А семенные растения?

    Итак, сегодня мы повторяем весь изученный материал о низших споровых, а именно водорослях. И в ходе опроса должны подтвердить отсутствие у последних тканей и органов, а также их тягу к воде и размножение спорами.

    А теперь, внимание! Чтобы повторять дальше, нам необходимо вспомнить, какие группы водорослей были нами изучены?

    3. Работа со слайдом «Группы водорослей»

    Необходимо выйти к доске и, при помощи имеющихся слов и изображений, составить схему «Группы водорослей».

    Итак, давайте убедимся, что водоросли действительно низшие растения. Для этого выполним несколько заданий:

    4. Работа по карточкам на местах .

    Задачи по водорослям.

    5. У доски письменно.

    Составить кластер «Значение водорослей»

    6. У интерактивной доски письменно.

    Подписать строение хлореллы и хламидомонады.

    7. Работа с пластиковой таблицей .

    Рассказать о половом размножении хламидомонады. На интерактивной доске подсказка.

    8. Работа у доски с флэш-роликами.

    Прокомментировать бесполое размножение хлореллы и хламидомонады.

    9. Работа со слайдом «Многоклеточные зеленые водоросли»

    Рассказать о строении и многообразие зеленых многоклеточных водорослей.

    10. Работа с флэш-роликом «Размножение улотрикса»

    Прокомментировать размножение улотрикса по ролику.

    11. Работа с классом. Слайд «Бурые и красные водоросли»

    Рассказать о строении бурых и красных водорослей.

    12. Рассказ о значении водорослей.

    Работа с кластером в сопровождении слайда «Значение водорослей»

    13. Работа у доски.

    Выполнить задание на слайде. Логические цепочки. Используя инструмент «Шторка», вычеркнуть из каждого логического ряда лишний фрагмент.

    14. Работа у доски.

    Тестовое задание на слайде. Из предложенных суждений выбрать верные и неверные. Отметить галочкой. Ученики выполняют это же задание в тетрадях, выписывая цифры правильных суждений. Они работают с отпечатанными тестами. Используя инструмент Ластик, показать учащимся номера правильных суждений (самопроверка).

    Итак, мы доказали, что водоросли – низшие споровые растения?

    III. Объяснение

    1. Мы переходим к изучению следующего отдела Царства Растения – отдела Моховидные.

    Еще раз вспомним, к какой группе относят мхи — к низшим или высшим растения? Почему к высшим споровым? Значит у них должны быть ткани, органы и размножение спорами.

    2. Итак, растения отдела моховидные называют первыми земноводными растениями. Как вы думаете, почему? Потому что они являются первыми растениями, живущими на земле, но почему водными? У животных тоже есть класс Земноводных, к ним относят лягушек. Живут лягушки на земле, но для размножения им нужна вода. Также и мхам. Хоть и живут на земле, но без воды размножаться не могут. И мы сегодня постараемся в этом убедиться.

    3. Из отдела моховидные мы будем изучать две группы мхов – зеленый мох кукушкин лен и белый мох сфагнум (гербарии и слайд). Но сегодня остановимся на изучении строения и размножения зеленого мха, который называется кукушкин лен.

    4. А сейчас внимательно просмотрите и прослушайте очень короткий видео-файл, из которого станет понятно, где обитают мхи и какое имеют строение (фильм)

    5. Мхи растут в тех местах, где много влаги. Мох кукушкин лен способен впитывать в себя влаги из воздуха в 4 раза больше свой массы. Таким образом, там, где поселяются мхи, почва заболачивается.

    6. Итак, мы сказали, что мхи – это высшие растения. Что говорит об этом? Давайте изучим изображения на слайде. Рассмотрим строение листа, стебля и ризоидов кукушкина льна (слайд). Каково значение этих органов для растения? Фотосинтез, проведение питательных веществ, укрепление в почве. Вспомним слово РИЗОИД. Запишем определение в тетрадь.

    7. На следующем слайде изображен кукушкин лен. Подписываем его органы. Рисуем схематично в тетради и подписываем.

    8. Вы, наверняка, обратили внимание на необычную коробочку на верхушке стебля. Как вы думаете, что она может содержать в себе? Она содержит в себе споры. Для чего нужны споры? Для размножения.

    9. Мхи размножаются двумя способами: бесполым и половым. Причем половое и бесполое поколение сменяют друг друга. Давайте внимательно прослушаем как это происходит у кукушкина льна. Слушаем флэш-ролик.

    10. Итак, споры высыпались на землю. Что же происходит дальше с этой спорой, попавшей в почву? Рассмотрим схему размножения кукушкина льна на слайде.

    11. Далее, закрепляем это же при помощи набора пластиковых таблиц «Размножение кукушкина льна».

    12. Итак, поколение, на котором образуются споры, называется спорофит – бесполое поколение. На слайде оно представлено коробочкой со спорами. А протонема – многоклеточная нить — это половое поколение. Именно из нее вырастают раздельнополые растения, в которых созревают половые клетки — гаметы (слайд).

    13. Таким образом, у кукушкина льна жизненный цикл включает в себя чередование двух поколений – спорофита и гаметофита. На гаметофите вырастает спорофит, споры высыпаются на землю, прорастая снова в гаметофит. Преобладающим поколением у мха является гаметофит. И так цикл за циклом. И нарушить данную цикличность может только отсутствие жидко-капельной воды.

    14. Вода – это ограничивающий фактор в размножении мхов. Вот почему в пустынях и степях мхи не растут.

    15. Одной из задач сегодняшнего урока было проследить усложнение организации растений отдела моховидные по сравнению с водорослями. Так в чем же заключается это усложнение? Появление тканей и органов у растения.

    IV. Закрепление

    1. Работа над понятиями

    А) Сопоставить термины и определения (слайд)

    б) Применяя инструмент Шторка, вспоминаем определение понятий на слайде.

    2. Работа с тестовыми заданиями у доски с интерактивной проверкой

    А) Установить соответствие между мхами и водорослями

    Б) Написать общие свойства мхов

    Источник: http://pedsovet.su/load/86-1-0-887

    Половое размножение растений

    Жизнедеятельность живого организма не­возможна без размножения. Посредством раз­множения происходит увеличение числа осо­бей в растительном мире. Существует три спо­соба размножения растений — вегетативное, бесполое и половое.

    При вегетативном способе размно­жения новая особь растения образуется из части вегетативных органов растений, т. е. листа, стебля или корня.

    Иногда новая особь возникает даже из отдельной клетки того или иного вегета­тивного органа растения.

    При бесполом размножении растений образуются специальные клетки (споры), из которых непосредственно вырастают новые само­стоятельно живущие особи, сходные с материн­ской. Подобное размножение свойственно неко­торым водорослям и грибам (см. ст. «Грибы»).

    Половое размножение принципиально отличается от вегетативного и бесполого. По­ловой процесс в растительном мире крайне разнообразен и часто очень сложен, но по существу сводится к слиянию двух половых клеток (гамет) — мужской и женской.

    Гаметы возникают в определенных клетках или органах растений. В некоторых случаях гаметы одинаковы по размерам и форме и обе обладают подвижностью благодаря наличию жгутиков (изогамия); иногда они несколько отличаются друг от друга по размерам (гете­рогамия). Но чаще — при так называемой оогамии — размеры гамет резко различны: мужская гамета, называемая спермато­зоидом, небольшая, подвижная, а женская — яйцеклет­ка — неподвижная и крупная.

    Процесс слияния га­мет называется опло­дотворением. Га­меты имеют в своем ядре по одному набору хромосом, а в образо­вавшейся после слияния гамет клетке, которая называется зиготой, число хромосом удваи­вается. Зигота прорас­тает и дает начало но­вой особи растения.

    Половой процесс осуществляется у рас­тений в определенное время и на определенном этапе его развития, на протяжении которого растение может размножаться также и беспо­лым путем (с образованием спор), и веге­тативно .

    Половое размножение возникло в раститель­ном мире в процессе эволюции. У бактерий и сине-зеленых водорослей его еще нет. У боль­шинства водорослей и грибов, а также у всех высших наземных растений половой про­цесс отчетливо выражен.

    Половое размножение очень важно для орга­низма тем, что благодаря слиянию отцовской и материнской клеток создается новый орга­низм. Он имеет большую изменчивость, лучше приспособлен к условиям окружающей среды.

    Наиболее просто процесс по­лового размножения можно наб­людать у одноклеточных водоро­слей, например у хламидо­монад.

    Хламидомонада размножается как бесполым, так и половым пу­тем. При бесполом размножении хламидомонада теряет жгутики и делится на 2, 4 или 8 гамет. Каж­дая из них снабжена двумя жгути­ками.

    При половом размножении со­держимое клетки хламидомонады делится с образованием зна­чительно большего числа (32 или даже 64) гамет. Потом оболочка материнской клетки прорывается и гаметы, имеющие по два жгу­тика, выходят в воду, плавают, слипаются по­парно своими носиками, где расположены жгу­тики, и, наконец, пол­ностью сливаются друг с другом. У большинст­ва хламидомонад труд­но отличить, какие га­меты мужские, какие женские. Они одинако­вы и по форме, и по своей подвижности.

    Од­нако есть некоторые ви­ды хламидомонад, ко­торые образуют непо­движные крупные жен­ские гаметы (яйцеклет­ки), а другие особи — мелкие подвижные муж­ские гаметы (сперматозоиды). После слияния гамет жгутики исчезают, образуется зигота, ко­торая сразу же покрывается оболочкой.

    После некоторого покоя зигота прорастает. Первое деление ее ядра является редукцион­ным (редукционное деление — особое деление ядра, при котором число хромосом в клетке уменьшается вдвое).

    В результате второго деления каждого из ядер образуются 4 клетки с одним набором хро­мосом в их ядрах. Оболочка зиготы лопается, и новые клетки выходят в воду, плавают, поль­зуясь для этого своими двумя жгутиками. До­стигая размеров материнской клетки, они могут снова размножаться бесполым и половым путем. Период от появления гаметы и до образова­ния новых гамет называют циклом раз­вития растения.

    У некоторых многоклеточных водорослей обе половые клетки неподвижны. Так, у спи­рогиры при половом процессе содержимое одной клетки переливается в другую, где и происходит слияние их протоплазмы, ядер и образуется зигота. У других многоклеточ­ных водорослей, особенно бурых и крас­ных, процесс полового размножения более сложен.

    Этот процесс очень разнообразен у назем­ных растений и имеет свои особые черты у мхов, папоротников, голосемянных, например у хвой­ных, а также у цветковых растений.

    В связи с выходом из воды на сушу у мхов, папоротников, хвощей, плаунов и у семенных растений сильно усложнилось строение, а также процесс размножения. У них, как и у многих водорослей, наблюдается правильное чередование бесполого и полового поколения.

    Зигота прорастает без редукционного деле­ния, и развивающаяся из нее особь имеет двой­ной набор хромосом. Это будет бесполое поколение, так как на ней образуются споры. При формировании их происходит ре­дукционное деление, в результате которого споры получат один набор хромосом. При прорастании споры образуется уже поло­вое поколение — организм, который име­ет половые клетки — гаметы. Все клетки этой особи несут один набор хромосом. Образу­ющаяся в результате оплодотворения зигота снова прорастает и дает бесполое поколение (с двойным набором хромосом). В цикле разви­тия может преобладать половое (мхи) или бесполое поколение (остальные высшие расте­ния).

    Рассмотрим цикл развития мха кукуш­кина льна. Стебли этого мха небольшие, крепкие, с многочисленными мелкими узкими жесткими листьями. На верхушке некоторых из этих стеблей развиваются коробочки, сидящие на удлиненной ножке и покрытые колпач­ком, как капюшоном. Коробочка на ножке называется спорогоном. В самой коро­бочке, покрытой крышечкой, образуется масса спор. Они мелкие, как пыль. При их образова­нии происходит редукционное деление и споры получают по одному набору хромосом. Пос­ле их созревания волосистый колпачок сбра­сывается, коробочка вскрывается благодаря отскакиванию крышечки, и мелкие споры высы­паются наружу.

    Споры попадают на почву и при влаж­ной погоде прорастают. При этом образуется зеленая ветвистая многоклеточная нить, сте­лющаяся по влажной поверхности почвы. Та­кая нить называется предростком. На предростке образуются почечки и корневидные ветвистые нити (ризоиды), прикрепляющие его к почве и выполняющие роль корней. Нити всасывают почвенные растворы, а из почечек развиваются новые стебли растения кукуш­кина льна.

    На верхушке одних стеблей располагаются многоклеточные, но однослойные небольшие кувшинообразные выросты, сидящие на неболь­шой ножке,— это женские половые органы, или архегонии. В их нижней, расширенной части помещается одна неподвижная яйце­клетка. На верхушке других стеблей мха кукуш­кина льна вырастает многоклеточный, но одностенный удлиненный мешочек — антеридии. Внутри него образуются многочисленные мелкие мужские гаметы — сперматозоиды. Во время дождя или обильной росы мешочки лопа­ются вверху и из них выступает в слизистой массе множество сперматозоидов, снабженных двумя жгутиками, с помощью которых они двигаются в дождевой воде или росе. Они под­плывают к верхушке тех стеблей кукуш­кина льна, где находятся архегонии. Проник­нув через шейку архегония внутрь, спермато­зоид сливается с яйцеклеткой.

    В результате образуется зигота, которая прорастает без редукции хромосом здесь же, на верхушке стебля кукушкина льна, образуя бесполое поколение — спорогон, состоящий из коробочки и ножки. Ножка спорогона внедряет­ся в ткани стебля и высасывает из него питатель­ные вещества. Таков цикл развития мхов. Нетрудно видеть, что у мхов сильно развито (преобладает) половое поколение.

    У папоротников дело обстоит иначе.

    Рассмотрим цикл развития у папоротника щитовника, распространенного по те­нистым местам в лиственных лесах. Из верхушки его подземного корневища ежегодно вырастает пучок перистосложных листьев.

    На нижней поверхности листьев вдоль средней жилки легко заметить кучки спорангиев — так называемые сорусы, закрытые покры­валом, напоминающим в поперечном разрезе раскрытый зонтик. Спорангий имеет вид двояковыпуклой чечевицы и расположен на ножке. Внутри спорангия имеется масса мел­ких спор, возникших в результате редукцион­ного деления.

    В сухую погоду, когда споры уже созрели, спорангий вскрывается. Высыпавшиеся от рез­кого толчка споры рассеиваются и попадают на поверхность почвы. Попав в благоприятные условия тепла и влаги, спора прорастает и об­разует очень маленькую (2—5 мм в диаметре) тонкую зеленую пластинку сердцевидной фор­мы — заросток.

    Своей нижней поверхностью заросток плотно прижимается к земле благодаря ризоидам, вса­сывающим из почвы растворы минеральных солей, Заросток папоротника обоеполый: на его нижней поверхности расположены женские (архегонии) и мужские (антеридии) половые органы. Заросток и представляет собой половое поколение папоротника.

    Во время дождя или обильной росы много­жгутиковые сперматозоиды выходят из анте­ридия в воду и направляются к архегонию. Так происходит процесс оплодотворения, после чего получается зигота — клетка с двой­ным набором хромосом.

    Она прорастает здесь же, на заростке, и образует зародыш. Разра­стаясь все больше и больше, он образует все части взрослого растения: стебель, лист, корни. Затем на нижней поверхности листа взрослого растения снова образуются сорусы со споран­гиями.

    Таким образом, в цикле развития папорот­ника преобладает бесполое поколение, форми­рующее спорангии со спорами (сам папорот­ник). Половое поколение (заросток) имеет не­значительные размеры и существует недолго. Оба поколения существуют раздельно, само­стоятельно.

    Подобным же образом осуществляется раз­множение хвощей и плаунов, которые вместе с папоротниками объединяют в класс папорот­никообразных.

    По-другому идет размножение у семен­ных растений. У них рассеиваются не споры, а семена. Однако и у этих растений тоже обра­зуются споры, а также двоякого рода клетки полового размножения: мужские и женские.

    У голосемянных, например у со­сны, ели, образуются мужские и женские шиш­ки. Мужские шишки собраны в тесные группы у основания побегов, развивающихся в этом году. Женские шишки сидят поодиночке сна­чала на верхушке побега, а затем вследствие роста побега оказываются у его основания.

    Мужская шишка состоит из чешуек, тесно сидящих на оси шишки. На нижней поверхно­сти чешуек расположены два спорангия. Внут­ри спорангия путем редукционного деления развивается огромное количество спор (пыли­нок). Содержимое каждой пылинки состоит из густой плазмы и ядра. Пылинка одета оболочкой, образующей два пузырчатых сет­чатых воздушных мешка. Подобное приспособ­ление способствует разносу ветром пылинок, высыпавшихся из лопнувшего пыльника.

    Пылинка прорастает в мужской зарос­ток, первоначально заключенный внутри пы­линки. При этом ядро ее делится и образуют­ся две быстро разрушающиеся клетки и две сохраняющиеся дольше клетки — более круп­ная вегетативная и более мелкая антеридиальная. В таком двуклеточном состоянии пылинка переносится ветром и попадает на поверхность женской шишки, где и происходит процесс оплодотворения.

    Женская шишка состоит из мелких крою­щих чешуи, в пазухах которых развиваются крупные мясистые семенные чешуи. У основа-

    ния последних на их внутренней (верхней) стороне расположены по две овальные семя­почки. Вверху семяпочки имеется маленькое отверстие — семявход.

    В семяпочке одна из клеток, выделяющаяся крупными размерами, приступает к редукцион­ному делению, в результате которого образуются 4 споры. Одна из них в свою очередь приступает к делению. В результате многократного деления образующихся при этом клеток формируется жен­ский заросток, занимающий середину семяпочки.

    Остальные три споры отмирают. На заростке образуются два небольших архегония очень упрощенного строения с маленькими шейками, в каждом из которых находится по одной яйце­клетке.

    Если теперь разрезать семяпочку вдоль, то можно увидеть, что заросток окружен содер­жимым семяпочки (нуцеллусом), который в свою очередь одет покровом семяпочки. Навер­ху осталось всего лишь маленькое отверстие — пыльцевход.

    Через него и попадает перене­сенная ветром на верхушку семяпочки пылинка. Она втягивается внутрь семяпочки, где и про­растает на следующее лето. Пылинка образует длинную пыльцевую трубку, внедряющуюся в нуцеллус и растущую но направлению к шейке одного из архегониев. В это же время антеридиальная клетка делится на две. Одна из обра­зовавшихся клеток в дальнейшем разрушается, а другая (генеративная клетка) увеличивается в размере, делится и образует две половые клетки — мужские гаметы, или спермии, не имею­щие жгутиков.

    Следует, однако, отметить, что у более древ­них голосемянных растений (гинкго и сагов­ники) имеются подвижные сперматозоиды, что Свидетельствует об их происхождении от па­поротникообразных растений.

    Достигнув архегония, пыльцевая трубка лопается и один из спермиев попадает в архе­гонии и сливается с яйцеклеткой. Происходит процесс оплодотворения. Образуется зигота. Другой спермий вскоре отмирает. Из зиготы формируется зародыш нового растения, пита­ющийся за счет запасных веществ клеток жен­ского заростка. Сформировавшийся зародыш состоит из первичных листьев, или семядолей, из находящейся между ними почечки, подсемядольного колена и покрытого чехликом первич­ного корня. Зародыш окружен кожурой, в кото­рую превратился покров семяпочки. Семяпоч­ка становится теперь семенем.

    Семена созревают к осени. Они сидят в осно­вании чешуи шишки. К осени на второй год своего существования шишка разрастается. Из зеленой она становится бурой, чешуи подсы­хают, расходятся, семена выпадают и рассеиваются. Попав в благоприятные условия, семе­на прорастают и развиваются в новые растения.

    В цикле развития сосны также преобладает! бесполое поколение. Но по сравнению с папоротникообразными половое поколение здесь еще более упрощено. При этом оно потеряло способность к самостоятельной жизни и развивается внутри тканей бесполого поколения (женский заросток внутри семяпочки, а мужской заросток внутри пылинки).

    Особенностью размножения у покрытoсемянных (или цветковых) растений является образование цветка как специализирован­ного органа, приспособленного к половому размножению. Внешняя часть цветка состоит из околоцветника обычно в виде лепестков и чашелистиков. Но главную часть цветка со­ставляют находящиеся в его центре пестик (или пестики) и тычинки, расположенные вокруг пестика. Тычинки состоят из тычиночных нитей и пыльников, а пестик — из одного или несколь­ких сросшихся между собой завернутыми внутрь краями плодолистиков. В образующейся при этом срастании полости скрыты расположенные обычно по краям плодолистиков одна или не­сколько семяпочек.

    В нижней части завязи пестик расширен. По направлению кверху пестик утончается и образует столбик, который заканчивается по-разному устроенным рыльцем, служащим для улавливания и восприятия пыльцы. Пло­долистики затем изменяются и принимают боль­шое участие в образовании плода.

    Как и у голосемянных, здесь центральную часть семяпочки занимает однородная ткань из живых клеток — нуцеллус. С внешней сто­роны нуцеллус прикрыт двумя, реже одним покровом. Внутренний покров прикрывает ну­целлус, но не смыкается над его верхушкой, а внешний — короче внутреннего. Поэтому на верху семяпочки имеется отверстие — пыльце­вход.

    Вскоре после образования нуцеллуса одна из его верхних клеток путем редукционного деления образует четыре споры. Одна из них сильно разрастается и приступает к делению, в результате образует женский заросток —зародышевый мешок. Остальные три споры отмирают.

    Женский заросток у покрытосемянных еще более упрощен по сравнению с голосемянными и состоит всего из восьми клеток. Образование его идет следующим образом. Ядро споры делится на два. Расходясь к полюсам зародышевого мешка, они снова двукратно делятся. Теперь на полюсах уже по четыре ядра.

    Вскоре от каждой из этих четверок по на­правлению к центру мешка отделяется по одно­му ядру. Это — полярные ядра. Здесь они сближаются, затем, сливаясь, образуют цен­тральное ядро зародышевого мешка.

    Ядра, оставшиеся на полюсах, облекаются протоплазмой. Образуется по три клетки на каждом из полюсов. Противоположные от семя­входа клетки называются антиподами. Три клетки, расположенные близ верхнего конца за­родышевого мешка, неодинаковы. Средняя из них представляет собой яйцеклетку, а рас­положенные по бокам возле нее две меньшие клет­ки называются вспомогательными. Середина зародышевого мешка заполнена про­топлазмой и вакуолями со вторичным ядром в центре.

    В пыльнике тычинки, в каждом из четырех его гнезд, образуются споры (пылинки). Они происходят из особых (материнских) клеток пыльника в результате редукционного деле­ния их. Содержимое пылинки состоит из од­ного крупного ядра и густой протоплазмы. Пылинка окружена двумя оболочками: внут­ренней и внешней. Во внешней оболочке име­ются отверстия или утонченные места. Еще в гнезде пыльника в каждой пылинке начинает­ся формирование мужского заростка. Он еще более упрощен в сравнении с голосемянными.

    Ядро пылинки делится, и образуются две клетки: более крупная — вегетативная и более мелкая — генеративная. После этого пыльник вскрывается, пыльца из него высыпается и спомощью ветра, насекомых, воды, а у некото­рых тропических растений при помощи птиц попадает на рыльце пестика.

    Этот процесс называется опылением.

    Цветки ветроопыляемых растений не­взрачны. Они имеют околоцветник в виде пле­нок, чешуек; нередко он совсем отсутствует (злаки, осоки, дуб, береза, осина, ольха и др.). Пыльца этих растений очень мелкая, округлая, с сухой, гладкой наружной обо­лочкой. Пыльцы образуется очень много, ведь ветер — ненадежный опылитель. Лишь небольшая часть пылинок попадает на рыльце пести­ка. Среди цветковых растений около 10% явля­ются ветроопыляемыми.

    Большинство цветковых растений опыля­ется насекомыми: пчелами, осами, шмелями, ба­бочками, мухами. Насекомые посещают цветки ради сладкого сока (нектара), который выде­ляется особыми нектарными железками, рас­положенными на лепестках, тычинках или на цветоложе.

    У насекомоопыляемых растений цветки име­ют ярко окрашенный венчик, хорошо замет­ный издали. Пыльца у них более крупная, на­ружная оболочка пылинок имеет выросты в ви­де шипов, бугорков, что позволяет ей легко задерживаться на рыльце.

    Очень важно, чтобы пыльца не попадала на рыльце того же цветка (самоопыление). В этом случае, как заметил еще Ч. Дарвин, по­лучается более слабое потомство. Лучшие ре­зультаты получаются в том случае, если пыльца попадает на рыльце другого цветка или на цветки других экземпляров растения (перекрестное опыление).

    У растений имеются различные приспособле­ния, обеспечивающие перекрестное опыление, позволяющие избежать самоопыления. Так, у ветроопыляемых растений цветки большей частью раздельнополые: одни цветки содержат •только тычинки (тычиночные цветки), другие — только пестики (пестичные цветки).

    У насекомоопыляемых растений цветки, как правило, обоеполые, имеющие тычинки и пе­стики. Перекрестное опыление здесь обеспе­чивается различными способами. Например, очень часто тычинки созревают и начинают высыпать пыльцу значительно раньше, чем пол­ностью сформируется пестик. Только после того, как пыльца высыплется из тычинок и бу­дет унесена насекомыми, рыльца пестика раз­вертываются и могут воспринимать пыльцу. У многих растений пестики созревают раньше тычинок.

    У ряда растений, например у примулы, медуницы, незабудки цветки имеют неодина­ковые по длине тычинки и пестики. У одних имеются цветки с короткими тычинками и длинными столбиками пестиков, у других ты­чинки в цветке высоко приподняты над корот­кими столбиками.

    Наиболее здоровое и сильное потомство образуется из семян, образовавшихся в ре­зультате перенесения пыльцы из цветков с длинными тычинками на рыльце пестиков с длинными столбиками.

    Развитие цветковых растений и насекомых-опылителей шло параллельно. В процессе эво­люции приспособления цветков к перекрест­ному, опылению насекомыми постоянно совер­шенствовались и наибольшей сложности достиг­ли у таких высокоорганизованных цветковых растений, как губоцветные (шалфей и др.), сложноцветные, орхидеи и др.

    Перенесенная тем или иным способом на рыльце пестика пыльца продолжает свое разви­тие — начинает прорастать. Вегетативная клет­ка, находящаяся внутри пылинки, разрастает­ся и вытягивается в пыльцевую трубку, которая выходит через отверстие во внешней оболочке пылинки и продвигается в виде тонкой нити сквозь рыхлую ткань рыльца и стенок пестика к семяпочке. Через пыльце­вход она направляется к зародышевому мешку.

    Во время роста пыльцевой трубки в нее проникает генеративная клетка. Здесь она делится и образует две оплодотворяющие муж­ские гаметы (спермии). Достигнув зародышевого мешка, пыльцевая трубка, в которой находятся вегетативное ядро и два спермия, лопается, и со­держимое ее изливается в зародышевый мешок. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Образуется зигота. Второй спермий направ­ляется в середину зародышевого мешка и сли­вается там со вторичным ядром.

    Происходит составляющее особенность цвет­ковых, или покрытосемянных, растений так называемое двойное оплодотворе­ние. Честь его открытия в конце XIX сто­летия принадлежит нашему русскому ученому С. Г. Навашину.

    Оплодотворенное вторичное ядро начинает быстро делиться. В результате зародышевый мешок заполняется массой клеток, содержащих питательные вещества (крахмал, масло). Эту использующуюся для питания зародыша ткань называют эндоспермом.

    Оплодотворенная яйцеклетка зигота начинает расти и делиться, в результате чего формируется зародыш, представляющий собой маленькое растение, состоящее из семядолей (двух или одной), подсемядольного колена и корня.

    Семяпочка тем временем превращается в семя, ее покровы твердеют и образуют кожуру семени. Стенки завязи (плодолистики) разра­стаются, становятся сочными или твердыми, кожистыми или деревянистыми. Теперь завязь превращается в плод, надежно защищающий семена. Плоды разносятся животными или ветром, и после разрушения стенок (околоплодника) семена освобождаются. Семя в благоприятных условиях прорастает и дает новое бесполое поколение цветкового растения. Таким обра­зом, в цикле развития покрытосемянных, или цветковых, растений также преобладает беспо­лое поколение.

    Половой процесс у семенных и особенно у цветковых растений не связан со свободной капельножидкой водой, недостаток которой так остро ощущается при жизни на суше. Мужские гаметы (спермии) у них доставляются к яйце­клеткам при помощи пыльцевой трубки. У низ­ших растений, а также у мхов и у папоротнико­образных половой процесс связан с водой, в которой сперматозоиды активно движутся к яйцеклеткам. Эти растения произрастают или в воде (водоросли), или же связаны в рас­пространении с влажными, тенистыми, болотистыми местами (мхи, папоротники, хвощи, плауны).

    Освободившись в половом процессе от потребности в воде и образовав семя, надежно защищающее зародыш, семенные и особенно покрытосемянные (цветковые) растения смогли по-настоящему завоевать сушу. Они в настоя­щее время господствуют на Земле.

    * * *

    Прошли сотни миллионов лет, прежде чем из одноклеточных организмов образовались цветковые растения с их очень сложными приспособлениями для опыления и оплодотво­рения. Однако мы можем проследить отдель­ные этапы этого процесса, начиная от одно­клеточной хламидомонады, через группы мхов, папоротникообразных и голосемянных растений.

    Источник: http://enciklopediya1.ru/index/0-1218

    Кукушкин лён обыкновенный — Википедия

    В цикле развития моховидных чередуются половое и бесполое размножение. Кукушкин лен раздельнополое растение. Один из наиболее известных зеленых листостебельных мхов — кукушкин лен, или политрихум обыкновенный, часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах.

    У кукушкина льна есть стебель, листья и ризоиды. Гаметофит кукушкина льна представляет собой стебель, покрытый листьями, достигающий в длину десяти и более сантиметров. Подавляющее число мхов являются многолетними растениями, их высота от нескольких миллиметров до 20 см. Мхи растут только в хорошо увлажняемых местностях. По воде сперматозоиды передвигаются к яйцеклетке и оплодотворяют ее. После оплодотворения на растении вырастает так называемая коробочка со спорами.

    В странах СНГ встречается около 10 видов растений данного рода в северных регионах и средней полосе. Этими растениями богаты заболачивающиеся леса-долгомошники в тайге, влажные леса и болота. Строение кукушкина льна. Это многолетний листостебельных мох достаточно крупных размеров с ризоидами в нижней части стебля (примитивными аналогами корней).

    Отдел мохообразные

    Значение кукушкина льна. Благодаря специфическому строению листьев и образованию плотной дернины, распространение приводит к поверхностному накоплению влаги и заболачиванию местности.

    Отдел мохообразные представляет собой своеобразную группу растений, занимающих промежуточное положение между водорослями и собственно наземными растениями. Все представители мохообразных — многолетние, достаточно мелкие растения, высота которых обычно составляет 10—20 см. Тело мхов — в виде слоевища либо расчлененное на стебли и листья.

    Ответы на вопросы по естественно-научным дисциплинам и математике

    Размножение у мхов происходит тремя способами: бесполым (спорами), половым и вегетативным. В период половодья или обильных дождей мужские клетки — сперматозоиды подплывают к яйцеклетке, где и происходит их слияние. Когда колпачок спадает, из созревшей коробочки выпадают споры и, попав в благоприятные условия, прорастают в зеленую разветвленную нить — предросток. На нем образуются почки, а из них вырастают мужские и женские экземпляры кукушкина льна. Таким образом, в жизненном цикле развития мхов происходит чередование полового и бесполого поколений.

    Ее можно встретить на болотах и заболоченных местах, на берегах рек. Это слоевищное растение. От них зависит цвет сфагнума, поэтому его часто называют белым мхом. Кроме мертвых клеток, в теле сфагнума есть и живые клетки с хлоропластами, они мелкие, зеленые, узенькие. Поселяясь на камнях, песке и т. п. они выступают в роли растений-пионеров, подготавливая почву для других растений.

    Большое значение мохообразных в образовании торфа. Особую роль в этом играет мох сфагнум. Дерновинки сфагнума впитывают большое количество воды, поэтому поверхность почвы, зарастая этим мхом, переувлажняется и заболачивается. Сфагновые мхи выделяют вещества, губительно действующие на бактерии, и поэтому задерживают процессы гниения всех отмерших остатков.

    Спорофит моховидных —спорогон — состоит из коробочки и ножки, нижняя расширенная часть которой — стопа -— внедряется в ткань гаметофита и доставляет спорофиту воду и питательные вещества

    На верхушке стебля среди листьев появляются мешковидные половые органы: у мужских растений в них развиваются сперматозоиды, у женских — яйцеклетки. Кроме размножения спорами для кукушкина льна характерно вегетативное размножение — частями тела или специальными почками. Мхи относятся к высшим растениям. При этом моховидные очень разнообразны и многочисленны и уступают по количеству видов только цветковым растения.

    У мхов есть бесполое и половое размножение. Бесполое представлено как вегетативным размножением, когда растение размножается частями слоевища, стеблей или листьев, так и размножением спорами. Это единственная группа растений, эволюция которой связана с регрессивным развитием спорофита и преобладанием в жизненном цикле гаметофита.

    У них отсутствуют ризоиды, поэтому вода с растворенными минеральными солями поступает непосредственно в клетки листа и стебля. Подобные клетки без живого содержимого присутствуют и в стебле. Благодаря такому анатомическому строению стебля и листа сфагнум способен впитывать и удерживать большое количество воды, которая в 30— 40 раз превышает массу самого растения.

    У кукушкина льна образующаяся из зиготы коробочка расположена на длинной жесткой ножке, имеет крышечку и покрыта колпачком

    Мхи, способные впитывать и удерживать большое количество воды, играют существенную роль в регулировании водного баланса ландшафтов на значительной территории. Но в то же время при интенсивном развитии мхи могут заметно ухудшать продуктивность сельскохозяйственных земель и лугов, способствуя их заболачиванию.

    Общая характеристика мхов. Моховидные — обширная группа высших растений, очень различающихся по внешнему строению. У листостебельных мхов хорошо видны стебли и мелкие зеленые листья, т. е. имеются побеги. Печеночники — очень древние мхи. Они особенно богато представлены в тропиках. МаршанцияЛистостебельные мхи в растительном покрове Земли играют значительно большую роль, чем печеночники.

    Мхи имеют подобие корней — ризоиды, которые поглощают воду и закрепляют растение в почве. Кроме основной и фотосинтезирующей ткани мхи не имеют других тканей. Кукушкин лен – род листостебельных зеленых мхов отдела моховидные растения. Так у мхов нет покровных, механических, проводящих и запасающих тканей.

    Источник: http://lasevogeqrts.ru/kukushkin-lyon-obyknovennyy-vikipedi/

    Бесполое и половое размножение мхов

    На вершине стеблей лиственных мхов находятся органы полового размножения: мужские — антеридии и женские — архегонии 1. окруженные листьями и расположенные у большинства на разных растениях (двудомность). Антеридий имеет вид продолговатого или округлого мешка с однослойной стенкой, окружающей мелкие, богатые содержимым, так называемые сперматогенные клетки ; каждая из них образует один или два спирально изогнутых сперматозоида с двумя длинными жгутиками на переднем конце (рис. 258, 1-3 ). Архегоний в отличие от оогония водорослей бывает всегда многоклеточным и похож на колбу с длинным горлышком. В нижней, вздутой части его, так называемом брюшке. находится не одетая оболочкой женская половая клетка — яйцеклетка — и над ней маленькая, так называемая брюшная канальцевая клетка. В верхней, узкой части архегония, называемой шейкой. имеется канал, содержащий один ряд мелких шейковых канальцевых клеток (рис. 258, 4 и 5 ). Канальцевые клетки расплываются в слизь, заполняющую канал шейки и частично выходящую наружу через раскрывающуюся на вершине шейку его. В это же приблизительно время вскрываются на верхушке антеридии и выпускают многочисленные сперматозоиды. Оплодотворение возможно лишь в воде, часто покрывающей невысокие дерновинки мхов. Двигаясь в воде, находящейся на растениях, сперматозоиды направляются в архегонии; привлекают их, вероятно, вещества, находящиеся в выделившейся из них слизи. Один сперматозоид проникает в шейку архегония, направляется к яйцеклетке и сливается с нею. Оплодотворенная яйцеклетка покрывается оболочкой, начинает тотчас же делиться и дает спорофит — сидящую на ножке коробочку, — который у мхов имеет специальное название — спорогоний 2 ; в клетках его находится диплоидное число хромосом (рис. 259). Внутри коробочки обособляется комплекс клеток, богатых содержимым и образующих

    Рис. 258. Половые органы у мхов:

    1 — антеридии; 2 — выход сперматозоидов из антеридия; 3 — сперматозоид; 4 — архегонии; 5 — архегоний в продольном разрезе.

    впоследствии споры, так называемый археспорий 3. Из клеток археспория после редукционного деления их клеточных ядер образуются микроскопически мелкие одноклеточные гаплоидные споры, служащие для бесполого размножения, так как они возникают бесполым путем 4. Коробочка

    Рис. 259. Строение и размножение мхов:

    1 — мох кукушкин лен; 2 — коробочка его, прикрытая колпачком; 3 — она же без колпачка; 4 — она же открывшаяся (без колпачка и крышечки); 5 — продольный разрез коробочки, внутри нее — темный споровый мешок; 6 — протонема мха; с — спора, из которой она развилась; пч — почечка, из которой разовьется мох (схемат. и увелич.).

    вскрывается на верхушке; споры высыпаются из нее (подробнее см. в разделе систематики), разносятся ветром и, попав в благоприятные условия, прорастают. Вначале из спор у лиственных мхов вырастают ветвистые нити, похожие на водоросли и называемые протонемой 5 ; на них образуются почки, каждая из которых может дать листостебельный мох, развивающий впоследствии снова половые органы — антеридии и архегонии. Клетки протонемы и образующиеся на них типичные растения мха с половыми органами имеют ядра с гаплоидным числом хромосом. Диплоидная фаза начинается с оплодотворения и кончается во время деления клеток археспория перед образованием спор, так что спорогоний — коробочка на ножке — является диплоидным.

    Таким образом, в цикле развития мхов мы видим правильное чередование двух способов размножения — полового и бесполого. Органы полового размножения образуются на листостебельном (или талломном) растеньице мха, которое вместе с производящей его протонемой может быть названо половым поколением или гаметофитом; клетки его имеют ядра с гаплоидным числом хромосом. Клетки, служащие для бесполого размножения, — споры — образуются в спорогонии, который может быть назван бесполым поколением или спорофитом; клетки его (за исключением спор, с которых начинается гаметофит) имеют ядра с диплоидным числом хромосом. Спорофит хотя и обособлен морфологически и анатомически от гаметофита, но никогда не отделяется от него и питается либо целиком за счет гаметофита, либо, имея хлорофилл, способен к выработке органического вещества и берет из гаметофита главным образом воду и неорганические соли. Отмирает спорофит после рассеивания спор нередко в то же лето, когда произошло оплодотворение (лишь у некоторых он живет 1-2 года). Следовательно, в цикле развития мхов чередуются два поколения, причем доминирует половое поколение — гаметофит; бесполое же поколение — спорофит — имеет меньшую продолжительность жизни и всецело зависит от гаметофита, на котором он живет как паразит или полупаразит.

    1 От греческих "архе" — начало, исходный пункт, "гонос" — рождение, потомство.

    2 От греческих "спора" — посев, семя, "гонос" — рождение, происхождение.

    3 От греческих "архе" — начало, "спора" — посев, семя.

    Источник: http://www.botanik-learn.ru/bespoloe-i-polovoe-razmnozhenie-mchov

    Еще по теме:

    • Можно ли вырастить кустовую розу из черенка Быстрое выращивание роз из черенков за два месяца Captain Harry Stebbings; Fragrant Cloud; Limelight; Royal Highness; Cекрет помогает вырастить розу из черенка Выращивать розу можно разными способами: Для нашего секретного метода необходимо использовать вегетативный […]
    • Пеларгония королевская уход осенью и зимой Герань зимой: уход в домашних условиях. Как ухаживать за геранью на своем подоконнике May 24, 2015 Герань – домашний лекарь Условия содержания герани, температурный режим Особенно важно соблюдать это условие, если у вас растет королевская герань, известная […]
    • Обработка луковиц гиацинтов перед посадкой Луковицы лилий. Обработка и посадка. Лилии, как и все луковичные растения, требуют правильного обращения с луковицей при посадке, а также тщательной предварительной обработки почвы на участке. Подготовка почвы для посадки лилий Почву перед посадкой перекапывают на […]
    • Молотые семена льна для похудения как принимать Как правильно принимать цельное и дробленое семя льна для похудения? Семя льна: особенности борьбы за идеальный вес Если цельные зерна вам не по вкусу, можно попробовать молотые льняные семечки. Измельчают их с помощью кофемолки и приправляют полученной мукой любые […]
    • Перцы сорта для средней полосы с фото Лучшие сорта сладкого перца: раннеспелые, среднеспелые, позднеспелые и гибридные Перец. богатый витаминами и микроэлементами овощ, неприхотлив в уходе при соблюдении особенностей выращивания. Сладкий перец не обладает, как правило, качеством хорошей лежкости. Поэтому, […]
    • Обработка роз медным купоросом пропорция Посетить новый раздел можно здесь: + HD (видео, фото) Сначала листья покрываются черными пятнами, затем желтеют и опадают. В конце концов кусты почти обнажаются, и только на верхушках побегов сохраняется немного листвы. Что это за болезнь и как с ней бороться? Речь […]
    • Полезные свойства миндаля во время беременности Справиться с этой проблемой без хирургического вмешательства довольно сложно, гораздо легче её предупредить. Чтоб не ложиться под нож хирурга и поддерживать свое тело в форме, можно использовать масло от растяжек при беременности и после рождения […]
    • Подготовка семян подсолнечника к посеву таблица Важным фактором получения высоких урожаев является предпосевная обработка семян защитно-стимулирующим комплексом (гуматом, эфироцеллюлозными пленкообразователями с добавлением протравителей). Для обработки семян на 10 л воды берется 100%-й гумат натрия 2,5% […]
    • Полезные свойства приправы гвоздики Жгучая приправа гвоздика: польза и вред. Что является показаниями и противопоказаниями к применению гвоздики (пряности)? 03.08.2016 16:00 Автор: Мария Горячева Гвоздика – широко распространенная специя, представляющая собой нераскрывшиеся бутоны гвоздичного […]
    • Пикантный орех полезные свойства и противопоказания Грецкий орех: полезные свойства, калорийность и состав. Грецкий орех: противопоказания, меры предосторожности 16.09.2016 23:36 Автор: Анна Онуку Лечебные свойства грецких орехов ценились еще с древних времен. Тогда из них готовили всевозможные отвары и настои, которые […]