Скрестили растения земляники с красными плодами

Задачи для самостоятельного решения

а) Сколько типов гамет образует низкорослое растение с желтыми грушевидными плодами?

в) Сколько разных фенотипов получится от данного скрещивания?

Ответ: 1/8/8/8/12,5%.

в) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, похожего на бабу-ягу сразу по двум признакам?

г) Какова вероятность рождения ребенка без этих неприятных признаков?

д) Какова вероятность рождения ребенка с одним из этих признаков?

Ответ: 2/4/25%/25%/50%.

а) Сколько типов гамет образуется у курицы?

б) Сколько типов гамет образуется у петуха?

г) Сколько разных генотипов может быть у цыплят?

д) Оцените вероятность получения от такого скрещивания белого цыпленка с голыми ногами и листовидным гребнем гомозиготного по всем упомянутым аллелям.

Ответ: 2/4/8/8/0%.

а) Сколько разных генотипов будет у щенков в F2?

б) Сколько разных фенотипов будет у щенков в F2?

в) С какой вероятностью щенки из F2 будут похожи на собак из F1?

д) С какой вероятностью в F2 получатся генотипы, аналогичные генотипам в F1?

б) Сколько должно получиться разных генотипов?

г) С какой вероятностью в F1 получатся полные гетерозиготы?

д) С какой вероятностью в F1 получатся растения с красными цветками?

а) Сколько типов гамет образуется у мужчины?

в) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?

е) Какова вероятность того, что в этой семье родятся подряд четыре ребенка, похожие на отца?

а) Сколько типов гамет образуется в организме свинки с белой длинной гладкой шерстью?

б) Сколько типов гамет образует тригетерозиготная свинка?

в) Сколько разных фенотипов получится в описанном скрещивании?

д) С какой вероятностью среди потомков будут животные с белой длинной шерстью?

а) Сколько в данном потомстве будет телят, похожих на быка?

г) Сколько от такого скрещивания получится полных гетерозигот?

Ответ: 21/4/42/21/42/1:1:1.

б) Сколько разных фенотипов получится от такого скрещивания?

г) С какой вероятностью щенки будут похожи на родителей?

д) С какой вероятностью щенки будут иметь генотип родителей?

ж) С какой вероятностью среди неполных гетерозигот будут встречаться животные с пестрой окраской?

Ответ: 4/4/9/56%/25%/да/25%.

а) Сколько разных фенотипов должно получиться в F2?

г) Сколько растений имеют такой же генотип, как гибриды из F1?

д) Сколько растений в F2 похожи на родительские растения с полосатыми удлиненными плодами?

Ответ: 4/4/208/208/52.

27. У кабанов круглые глаза (А ) доминируют над раскосыми, а черная щетина рецессивна по отношению к белой (В ). В потомстве двух кабанов с белой щетиной и круглыми глазами один поросенок оказался с черной щетиной и раскосыми глазами.

а) Сколько разных генотипов может быть у поросят?

б) Сколько разных фенотипов может быть у поросят?

г) Сколько процентов поросят будут полностью гомозиготными?

е) Сколько получится одинаковых генотипов, если черного поросенка с раскосыми глазами скрестить с одним из родителей?

Ответ: 9/4/56%/25%/4/0.

28. У гороха высокий рост (А ) и красная окраска цветков (В ) доминирует над низким ростом и белыми цветками. Гомозиготное высокое растение с белыми цветками скрестили с гомозиготным низким растением с красными цветками и получили в первом поколении 20 растений, а во втором – 720.

б) Сколько у них будет разных типов гамет?

д) Сколько разных генотипов будет в F2?

В первом поколении получили 16 растений, а во втором – 256.

а) Сколько растений в F2 имели красные цветки и желтые горошины?

б) Сколько они образуют разных гамет?

в) Сколько растений в F2 имели белые цветки и желтые семядоли?

г) Сколько растений в F2 имели красные цветки и зеленые семядоли?

д) Сколько растений в F2 были полностью гомозиготными?

е) Сколько в F2 неповторимых генотипов?

Ответ: 16/4/48/48/64/4.

30. У человека черные волосы (А ) и большие глаза (В ) – признаки доминирующие. У светловолосой женщины с большими глазами и черноволосого мужчины с маленькими глазами родились четверо детей. У одного ребенка волосы светлые и глаза маленькие.

а) Сколько типов гамет у матери?

г) Сколько разных фенотипов у детей в этой семье?

е) Какова вероятность рождения пяти таких детей подряд?

Ответ: 2/2/4/4/25%/0,09%.

31. У томатов круглая форма плодов (А ) доминирует над грушевидной, а красная окраска (В ) – над желтой. Скрестили растение с красными круглыми плодами с растением, которое дает грушевидные желтые плоды. В потомстве половина растений дала красные круглые плоды, а другая половина – красные грушевидные.

г) Укажите, какими цифрами обозначены генотипы, которые при аналогичном исходном скрещивании тоже могут дать расщепление 1:1.

Ответ: (2,6)/(5,9)/0/(2,8)/(2,5).

32. Одни растения дают красные (А ) грушевидные плоды, а другие – желтые и круглые (В ). После их скрещивания получили одну четверть растений с красными круглыми плодами, одну четверть – с желтыми круглыми, одну четверть – с желтыми грушевидными и одну четверть – с красными грушевидными плодами.

а) Опишите фенотипы гибридов первого поколения.

в) Во сколько раз безрогих черных животных будет больше, чем безрогих красных?

г) Во сколько раз безрогих черных животных будет больше, чем рогатых красных?

д) Во сколько раз рогатых черных животных будет больше, чем рогатых красных?

Ответ: безрогие, черные/19/3/9/3.

а) равнодушны к пиву;

д) Если скрестить этих потомков, то с какой вероятностью можно будет ожидать появления в F2 желтых карликов?

а) Какой фенотип будет у растений первого поколения?

б) Дайте количественную оценку (в процентах) результата дальнейшего скрещивания гибридов между собой.

в) Во сколько раз растений-гигантов будет меньше, чем растений обычного роста?

г) Сколько типов гамет у исходных родительских растений?

д) Сколько типов гамет у гибридов F1?

Ответ: норма, ранний/(56,19,19,6)/3/2/4.

Задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание

При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

Для определения генотипов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения неободимо составить схемы скрещивания:

Схема второго скрещивания:

1) генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ, желтые грушевидные плоды – ааbb.

2) генотипы F1. красные шаровидные АаВb.

3) соотношение фенотипов F2 :

3 – красные грушевидные;

3 — желтые шаровидные;

1 – желтые грушевидные.

Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?

Анализ условия задачи показывает, что скрещиваемые особи анализируются по одному признаку – коренные зубы, который представлен двумя альтернативными проявлениями: наличие коренных зубов и отсутствие коренных зубов. Причем сказано, что отсутствие коренных зубов является доминантным признаком, а наличие коренных зубов – рецессивным. Эта задача – на. и для обозначения аллелей достаточно будет взять одну букву алфавита. Доминантный аллель обозначим прописной буквой А, рецессивный аллель – строчной буквой а.

а — наличие коренных зубов.

Запишем генотипы родителей. Помним, что генотип организма включает в себя два аллеля изучаемого гена “А”. Отсутствие малых коренных зубов – доминантный признак, поэтому родитель,у которого отсутствуют малые коренные зубы и он гетерозиготен, значит его генотип — Аа. Наличие малых коренных зубов — рецессивный признак, поэтому родитель, у которого отсутствуют малые коренные зубы гомозиготен по рецессивному гену, значит генотип его — аа.

1) генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами, Аа – без малых коренных зубов;

2) генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами; вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%.

Определим генотипы возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол, составив схему скрещивания:

3) вероятность рождения детей-дальтоников с карими глазами: 12,5% AaX d Y – мальчики.

Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае? Какой закон генетики при этом проявляется?

Эта задача – на дигибридное скрещивание, так как скрещиваемые организмы анализируют по двум парам альтернативных признаков. Первая пара альтернативных признаков: форма семени – гладкие семена и морщинистые семена; вторая пара альтернативных признаков: наличие усиков – отсутствие усиков. За эти признаки отвечают аллели двух разных генов. Поэтому для обозначения аллелей разных генов будем использовать две буквы алфавита: “А” и “В”. Гены расположены в аутосомах, поэтому будем обозначать их только с помощью этих букв, без использования символов Х- и Y – хромосом.

Так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1, то можно считать, что гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, растение с гладкими семенами и усиками гетерозиготно, значит генотипы родителей второй пары растений имеют вид: АаВb; aabb.

Анализ скрещивания подтверждает эти рассуждения.

2. При скрещивании второй пары растений гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1. Проявляется закон сцепленного наследования.

Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Чёрная окраска определяется геном Х B. рыжая — геном Х b, гетерозиготы Х B Х b имеют черепаховую окраску. От чёрной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один чёрный котёнок. Составьте схему решения задачи. Определите ьгенотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Интересное сочетание: гены черного и рыжего цвета не доминируют друг над другом, а в сочетании дают черепаховую окраску. Здесь наблюдается кодоминирование (взаимодействие генов). Возьмем: Х B – ген отвечающий за черный цвет, Х b – ген отвечающий за рыжий цвет; гены Х В и Х b равнозначны и аллельны (Х В = Х b ).

1) генотипы родителей: кошка Х B Х В (гаметы Х B ), кот — Х b Y (гаметы Х b. Y);

2) генотипы котят: черепаховый — Х B Х b. Х B Х b Y;

3) пол котят: самка — черепаховая, самец — чёрный.

Генотип дигетерозиготного самца: AaBb, генотип самки гомозиготной по рецессивным признакам имеет вид: aabb. Так как гены сцеплены, то самец даёт два типа гамет: АВ, аb, а самка — один тип гамет: ab, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1:1.

1) генотипы родителей: самка aabb (аметы: ab), самец АаBb (гаметы: AB, ab);

У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребёнка, генотипы и фенотипы других возможных потомков. составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

Следовательно, генотипы родителей: мать АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab), отец АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab), генотип первого ребёнка: aabb — сросшаяся мочка, гладкий подбородок.

свободная мочка, треугольная ямка, А_В_

свободная мочка, гладкий подбородок, А_bb

2) генотип первого ребёнка: aabb — сросшаяся мочка, гладкий подбородок;

Источник: http://buzani.ru/raznoe/zadachi-genetika/795-versii-zadach-po-biologii-ege-zadachi-1-11

Автор статьи — профессиональный репетитор, кандидат биологических наук Д. А. Соловков.

Среди заданий по генетике на ЕГЭ по биологии можно выделить 6  основных типов. Первые два — на определение числа типов гамет и моногибридное скрещивание — встречаются чаще всего в части А экзамена (вопросы А7. А8  и  А30 ).

Задачи типов 3. 4  и  5  посвящены дигибридному скрещиванию, наследованию групп крови и признаков, сцепленных с полом. Такие задачи составляют большинство вопросов С6  в ЕГЭ .

Аллельные гены (аллели)  — разные варианты одного гена, кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака. Альтернативные признаки — признаки, которые не могут быть в организме одновременно.

Гомозиготный организм  — организм, не дающий расщепления по тем или иным признакам. Его аллельные гены одинаково влияют на развитие данного признака.

Доминантный ген отвечает за развитие признака, который проявляется у гетерозиготного организма.

Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов

Задачи по генетике

17. (Полигибридное скрещивание) У томатов красная окраска плодов (А ) доминирует над желтой, округлая форма плодов (В ) – над грушевидной, а высокий рост растений ) – над низким. Низкорослые растения с желтыми грушевидными плодами опыляли пыльцой высокорослого растения с красными круглыми плодами. Известно, что мужское растение было потомком низкорослого растения с желтыми грушевидными плодами.

б) Сколько типов гамет образует отцовское растение?

г) Сколько разных генотипов получится от данного скрещивания?

д) Какова вероятность получить высокорослое растение с желтыми круглыми плодами?

18. У человека сварливый характер (А ) и крючковатый нос (В ) определяются доминантными аллелями генов. Мужчина с плохим характером и обычным носом вступает в брак с женщиной, у которой характер хороший, но нос как у бабы-яги. В семье родился ребенок без этих тревожных признаков.

б) Сколько разных генотипов может быть у детей?

19. (Полигибридное скрещивание. )У кур белое оперение (А ) доминирует над окрашенным, розовидная форма гребня (В ) – над листовидной, оперенные ноги (С ) – над голыми. Скрестили гетерозиготную белую курицу с голыми ногами и листовидным гребнем с окрашенным петухом с оперенными ногами и розовидным гребнем. Известно, что петух – потомок белой курицы с голыми ногами и листовидным гребнем.

в) Сколько разных фенотипов может быть у цыплят?

20. У одной породы собак длинное тело (А ) и мохнатые ноги (В ) доминируют над коротким телом и обычными ногами. Скрещивали гомозиготных собак с длинным телом и мохнатыми ногами с собаками, у которых тело короткое и обычные ноги. Полученных гибридов затем скрещивали между собой.

г) С какой вероятностью в F2 получатся полные гомозиготы?

Ответ: 9/4/56%/25%/25%.

21. У дурмана красная окраска цветков (А ) доминирует над белой, а шиповатые семенные коробочки (В ) – над гладкими. Скрещивали растение с красными цветками и гладкими коробочками с растением, у которого белые цветки и шиповатые коробочки. В потомстве часть растений получилась с белыми цветками и гладкими коробочками.

а) Сколько типов гамет образуется у родительского растения с красными цветками и гладкими коробочками?

в) Сколько должно получиться разных фенотипов?

е) Оцените вероятность получения после четырех таких скрещиваний растений только с белыми цветками и гладкими коробочками.

Ответ: 2/4/4/25%/50%/0,4%.

22. У человека черный цвет глаз (А ) доминирует над голубым, а наличие веснушек (В ) – над их отсутствием. Женщина с голубыми глазами и без веснушек выходит замуж за мужчину с черными глазами и веснушками. Известно, что мать мужчины была голубоглазой и у нее не было веснушек.

б) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?

г) Какова вероятность того, что ребенок будет похож на мать?

д) Какова вероятность того, что ребенок будет похож на отца?

Ответ: 4/4/4/25%/25%/0,4%.

23. (Полигибридное скрещивание. ) У морских свинок черная окраска шерсти (А ) доминирует над белой, курчавая шерсть (В ) – над гладкой, а короткая шерсть (С ) – над длинной. Скрещивали свинок с белой гладкой длинной шерстью с тригетерозиготными свинками, у которых шерсть черная, курчавая и короткая.

г) Сколько разных генотипов получится в описанном скрещивании?

Ответ: 1/8/8/8/25%.

24. У коров безрогость (А ) доминирует над рогатостью, а черная окраска шерсти (В ) – над рыжей. От скрещивания рыжих рогатых коров с черным безрогим быком получили 84 теленка. Известно, что бык – потомок рыжей коровы и рогатого быка.

б) Сколько будет разных генотипов у телят?

в) Сколько от такого скрещивания получится рыжих телят?

д) Сколько от такого скрещивания получится частичных гетерозигот?

е) Какое расщепление будет по фенотипу, если гаметы с двумя доминантными генами окажутся нежизнеспособными?

25. У собак черная окраска шерсти (А ) доминирует над коричневой, а пестрая окраска рецессивна по отношению к однородной окраске (В ). Скрещивали черных животных и получили коричневого пестрого щенка.

а) Сколько типов гамет образуется у родителей?

в) Сколько разных генотипов получится от такого скрещивания?

е) Будут ли среди неполных гетерозигот встречаться животные с пестрой окраской?

26. У арбуза зеленая окраска (А ) и круглая форма (В ) плодов доминирует над полосатой и удлиненной. Скрещивали сорт с полосатыми удлиненными плодами с гомозиготным сортом с зелеными круглыми плодами. Получили гибриды и провели их скрещивание, которое дало 832 растения.

б) Сколько разных генотипов среди растений F2 с зелеными круглыми плодами?

в) Сколько растений в F2 полностью гомозиготны?

в) Сколько процентов поросят будут похожи на родителей?

д) Сколько получится разных фенотипов, если черного поросенка с раскосыми глазами скрестить с одним из родителей?

а) Сколько растений в F1 будут высокими и с красными цветками?

в) Сколько растений в F2 будут иметь низкий рост и красные цветки?

г) Сколько растений в F2 будут иметь красные цветки и высокий рост?

е) Сколько неповторимых генотипов будет в F2?

Ответ: 20/4/135/405/9/4.

29. Скрестили гомозиготное растение гороха с красными цветками и желтыми семядолями с растением, у которого белые цветки и зеленые семядоли.

б) Сколько типов гамет у отца?

в) Сколько разных генотипов у детей в этой семье?

д) Какова вероятность рождения ребенка с черными волосами и большими глазами?

в) Какое расщепление было бы в потомстве, если бы оба родительских растения были бы гомозиготными по этим двум признакам?

д) Укажите, какими цифрами обозначены генотипы, которые при скрещивании дадут расщепление 1:1:1:1.

а) Какими цифрами отмечены ниже генотипы родителей?

б) Какими цифрами отмечены ниже генотипы гибридов?

в) Каким было бы расщепление в потомстве, если бы оба родительских растения были бы полными гомозиготами?

г) Каким было бы расщепление в потомстве, если бы одно из родительских растений было полной гомозиготой, а другое – неполной гомозиготой?

д) Каким было бы расщепление в потомстве, если бы одно из родительских растений было полной гомозиготой, а другое – неполной гетерозиготой?

Ответ: (7,9)/(2,5,7,9)/0/1:1/1:1.

33. Гомозиготного черного быка без рогов спаривали с красными рогатыми коровами. Безрогость (А ) доминирует над рогатостью, а черная масть (В ) – над красной.

б) Сколько процентов рогатых черных коров будет в следующем поколении?

34. У бегемотов пристрастие к пиву (А ) является доминантным признаком, а у генов зеленой (В ) и белой (b ) окраски наблюдается неполное доминирование: особи с генотипом Bb окрашены в салатовый цвет. Если скрещивать таких дигетерозиготных бегемотов, то с какой вероятностью потомки в F1 будут:

б) иметь салатовую окраску;

в) иметь белую окраску;

г) иметь белую окраску и любить пиво;

д) равнодушны к пиву и иметь салатовую окраску?

Ответ: 25%/50%/25%/19%/12,5%.

35. Гомозиготного дракона с красной шкурой (А ) и нормального роста (В ) скрестили с карликовым драконом желтого цвета.

а) Какими будут потомки первого поколения?

б) Если скрестить этих потомков, то с какой вероятностью можно будет ожидать появления в F2 красных драконов обычного роста?

в) Если скрестить этих потомков, то с какой вероятностью можно будет ожидать появления в F2 красных карликов?

г) Если скрестить этих потомков, то с какой вероятностью можно будет ожидать появления в F2 желтых драконов нормального роста?

Ответ: красные, норма/56%/19%/19%/6%.

36. У овса ранняя спелость (В ) и нормальная высота растений (А ) доминируют над поздней спелостью и гигантским ростом. Скрестили раннеспелые растения нормального роста с гигантскими растениями позднеспелого сорта. Исходные растения гомозиготны.

Продолжение следует

Источник: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200101411

Так как при скрещивании гороха все особи потомства имеют признак одного из родителей, значит, гены красного цвета (А) и гены шаровидной формы плодов (В) являются доминантными по отношению к генам жёлтой окраски (а) и грушевидной формы плодов (b). генотипы родителей: красные шаровидные плоды – ААВВ, желтые грушевидные плоды – ааbb.

Схема первого скрещивания:

Наблюдается единообразие первого поколения, генотипы особей AaBb (1-й закон Менделя).

Соотношение фенотипов второго поколения: 9 – красные шаровидные; 3 – красные грушевидные; 3 — желтые шаровидные; 1 – желтые грушевидные.

Ответ:

9 – красные шаровидные;

При скрещивании гетерозиготного организма с гомозиготным рецесивным образуется потомство двух типов и по генотипу, и по фенотипу. Анализ скрещивания подтверждает это утверждение.

У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивен (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

Так как женщина кареглазая, а её отец страдал цветовой слепотой и был голубоглазым, то она получила рецессивный ген голубоглазости и ген дальтонизма от отца. Следовательно, женщина гетерозиготна по гену окраски глаза и является носителем гена дальтонизма, так как получила одну Х-хромосому от отца-дальтоника, её генотип — АаX D X d. Так как мужчина голубоглазый с нормальным зрением, то его генотип будет гомозиготен по рецессивному гену а и Х-хромосома будет содержать доминантный ген нормального зрения, его генотип — ааX D Y.

Схема решения задачи включает: 1) генотип матери – AaX D X d (гаметы: AX D. aX D. AX d. aX D ), генотип отца – aaX D Y (гаметы: aX D. aY);

2) генотипы детей: девочки – AaX D X D. ааX D X D. AaX D X d. ааX D X d ; мальчики – AaX D Y, aaXDY, AaX d Y, aaX D Y;

Задача 4

При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания.

Так как при скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики, то можно сделать вывод — признак гладкие семена гороха и признак отсутствия усиков — доминантные признаки.

А ген, определяющий гладкую форму гороха; а — ген, определяющий морщинистую форму гороха; В — ген, определяющий наличие усиков у гороха; b — ген, определяющий отсутствие усиков у гороха. Генотипы родителей: ААВВ, aabb.

Схема первого скрещивания

Схема второго скрещивания

1. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Генотипы родителей: гладкие семена и усики — AABB (аметы АВ), морщинистые семена и без усиков — aabb (аметы — ab). Генотип потомков — AaBb. Проявляется закон единообразия первого поколения при скрещивании этой пары растений

Так как скрещивались чёрная кошка и рыжий кот, то их гентипы будут иметь вид: кошка — Х B Х В (гаметы Х B ), кот — Х b Y (гаметы Х b, Y). При данном типе скрещивания возможно рождение чёрных и черепаховых котят в соотношении 1:1. Анализ скрещивания подтверждает это суждение.

Схема скрещивания

При решении задачи использовали закон чистоты гамет и сцепленное с полом наследование. Взаимодействие генов — кодоминирование. Вид скрещивания — моногибридное.

Задача 6

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с чёрным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потмства F1. если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

2) генотипы потомства: 1АаВb серое тело, нормальные крылья; 1 ааbb чёрное тело, укороченные крылья;

3) так как гены сцеплены, то самец даёт два типа гамет: АВ, аb, а самка — один тип гамет: ab, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1:1. Проявляется закон сцеплённого наследования.

Каждый из родителей имеет свободную мочку уха и треугольную ямку и у них родился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком, значит, свободная мочка уха и треугольный подбородок доминантные признаки, а сросшаяся мочка и гладкий подбородок рецессивные признаки. Из этих рассуждений делаем вывод: родители дигетерозиготны, а ребёнок дигомозиготный по рецессивным признакам. составим таблицу признаков:

Фенотипы и генотипы потомства:

сросшаяся мочка, треугольная ямка, ааВ_

1) генотипы родителей: мать АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab), отец АаВb (гаметы АВ, Аb, Ab, ab);

Задания по генетике на ЕГЭ по биологии. Задача С6.

Шестой тип задач — смешанный. В них рассматривается наследование двух пар признаков: одна пара сцеплена с Х-хромосомой (или определяет группы крови человека), а гены второй пары признаков расположены в аутосомах. Этот класс задач считается самым трудным для абитуриентов.

В этой статье изложены теоретические основы генетики. необходимые для успешной подготовки к заданию С6, а также рассмотрены решения задач всех типов и приведены примеры для самостоятельной работы.

Основные термины генетики

Ген  — это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка. Ген — это структурная и функциональная единица наследственности.

Гетерозиготный организм  — организм, дающий расщепление по тем или иным признакам. Его аллельные гены по-разному влияют на развитие данного признака.

Рецессивный ген отвечает за признак, развитие которого подавляется доминантным геном. Рецессивный признак проявляется у гомозиготного организма, содержащего два рецессивных гена.

Генотип  — совокупность генов в диплоидном наборе организма. Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом называется геномом .

Фенотип  — совокупность всех признаков организма.

Законы Г. Менделя

Этот закон выведен на основании результатов моногибридного скрещивания. Для опытов было взято два сорта гороха, отличающихся друг от друга одной парой признаков — цветом семян: один сорт имел желтую окраску, второй — зеленую. Скрещивающиеся растения были гомозиготными.

Для записи результатов скрещивания Менделем была предложена следующая схема:

Источник: http://ege-study.ru/materialy-ege/zadaniya-po-genetike-na-ege-po-biologii-zadacha-s6/

С 7 генетика

1. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая – геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

2. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.

3. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричневых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений кукурузы и её потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.

4. Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В).

5. Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребристые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении (F2) образовалось четыре фенотипические группы растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы первого и второго поколения (F1 и F2), их соотношение, если А – нормальная высота стебля, а В – гладкая форма плодов. Гены высоты стебля и формы плодов находятся в различных парах гомологичных хромосом.

6. У собак чёрная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От чёрной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 чёрных длинношёрстных щенка, 3 коричневых длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

7. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.

8. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов – над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 – с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 – с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

9. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

10. При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 25 % черных мохнатых, 25 % черных гладких, 25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть – рецессивные признаки.

11. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп особей в F2.

12. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ.

загрузка.

13. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

14. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья – над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

15. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

16. Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвёртую (АВ) – два доминантных аллеля – IAIB. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).

У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота),

у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети

в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

17. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

18. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

19. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

20. Фенилкетонурия (ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b), и альбинизм (а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец – альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, не страдающих ФКУ.

21. При скрещивании пёстрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыплёнка пёстрых хохлатых, два – белых (а) хохлатых и два – чёрных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пёстрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

22. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

23. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.

24. Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи.

25. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

26. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Х?хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

27. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b), скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.

28.

29. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а другой гетерозиготен по этому гену. Какова вероятность рождения детей с этим признаком?

30. Известно, что хорея Гентингтона (А) – заболевание, проявляющееся после 35 – 40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения резус-отрицательных детей с хореей Гентингтона.

31. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

32. У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метёлка» (v). При проведении анализирующего скрещивания дигетерозиготного растения, имеющего нормальные междоузлия и нормальную метёлку, получено потомство: 48% с нормальными междоузлиями и нормальной метёлкой, 48% с укороченными междоузлиями и зачаточной метёлкой, 2% с нормальными междоузлиями и зачаточной метёлкой, 2% с укороченными междоузлиями и нормальной метёлкой. Определите генотипы родителей и потомства. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

33. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.

34. При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% чёрных мохнатых и 50% чёрных гладких. При скрещивании другой пары белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось чёрных мохнатых и 50% – белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае.

35. Известно, что хорея Гентингтона (А) – заболевание, проявляющееся после 35 – 40 лет и сопровождающееся прогрессирующим нарушением функций головного мозга, и положительный резус-фактор (В) наследуются как несцепленные аутосомно-доминантные признаки. Отец является дигетерозиготой по этим генам, а мать имеет отрицательный резус и здорова. Составьте схему решения задачи и определите генотипы родителей, возможного потомства и вероятность рождения здоровых детей с положительным резусом.

36. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец – с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка с нормальным слухом, но дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и их соотношение. Какие закономерности наследственности проявляются в данном случае?

37. У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой (Xd). Определите генотипы мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?

38. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.

39. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) – над короткой (b). Скрестили чёрного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготными чёрными с короткой щетиной самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение.

40. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

41. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (Xа), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. При скрещивании гетерозиготного по этому признаку самца с самкой появилось потомство (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей, возможного потомства и соотношение по полу выживших цыплят.

42. Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.

43. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая – геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков.

44. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

45. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.

46. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

47. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

48. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

Тема необъятна, читайте еще:

Источник: http://kursak.net/s-7-genetika/

КЛУБНИКА? НЕТ — ЗЕМЛЯНИКА

У клубники, или земляники мускатной, в отличие от земляники садовой, светло-зелёные, сильно гофрированные листья. Цветоносы почти всегда выше листьев, цветки чаще всего однополые, то есть одни растения имеют только женские (пестичные) цветки, другие — только мужские (тычиночные) цветки. У большинства сортов земляники садовой цветки обоеполые (самоплодные). Ягоды у клубники значительно мельче ягод садовой земляники, но несколько крупнее, чем у лесной. Они сладкие, с сильным специфическим ароматом, плохо отделяются от цветоложа и могут быть красного, розового и даже фиолетового цвета.

Клубника и земляника — растения действительно разные. С этим вряд ли кто станет спорить. Но насколько привычные для нас названия соответствуют тому, что эти растения собой представляют?

И то и другое растение относится к роду Земляника семейства Розоцветные. Представителей этого рода, число видов которого достигает тридцати, можно встретить на всей территории Евразии и Америки.

Самая распространённая дикорастущая земляника — земляника лесная. Именно её мы привыкли собирать на опушках леса.

В садах и парках Европы в давние времена землянику лесную выращивали исключительно как декоративное или целебное растение, и только в XV—XVI веках её стали считать ягодной культурой, получившей название Fragaria, что в переводе с латинского означает «благоухающая». Но, несмотря на приятный вкус, земляника лесная не пользовалась особенно большой популярностью из-за мелкого размера ягод.

На том бы и остановилась история этого растения, если бы спустя два века не появился новый вид, тот самый, который выращивают в наших садах, называя клубникой. Это земляника садовая, или земляника ананасная. В природе она не существует, да и ботаники её специально не выводили — земляника садовая возникла сама собой при определённом стечении обстоятельств. Считается, что прародителями земляники садовой стали два вида — земляника виргинская и земляника чилийская, получившие своё название по месту, где они росли. Но как же такое могло произойти, если один вид растёт в Северной Америке, а другой — в Южной?

Как ни странно, но образование нового вида произошло во Франции. Первой из Америки в Европу была завезена земляника виргинская — крупное растение с нежными, ароматными, кисло-сладкими ягодами алого цвета. В начале XVII века её доставили из североамериканского штата Вирджиния. Кустики высадили в Версале. Созревшие ягоды оказались в полтора-два раза крупнее земляники лесной, но не так вкусны.

Земляника чилийская попала в Европу лишь спустя сто лет, уже в начале XVIII века. Французский офицер Амеде Фрезье, выполнявший военное задание в Чили, обратил внимание на необычный вид земляники, которую выращивали местные крестьяне. Растение отличалось мощными побегами, округлыми листьями и крупными ягодами, размером с орех или небольшое куриное яйцо. К сожалению, вкус ягод был хуже, чем у обычной лесной земляники. Возвращаясь на родину, Фрезье захватил с собой несколько растений, из которых к концу плавания выжили лишь пять.

Один из сохранившихся кустиков передали в Королевский ботанический сад в Париже, где его удалось размножить вегетативно. И уже оттуда несколько образцов земляники чилийской попали к французскому ботанику Антуану Дюшену, считавшемуся ведущим знатоком рода Fragaria во всей Европе. Кустики высадили в Версальском саду рядом с земляникой виргинской. Само собой произошло их случайное опыление, и образовался гибрид, который впоследствии назвали земляникой садовой.

Земляника садовая превосходила все известные виды земляники по размеру плодов, вкусу и неприхотливости. В Россию её завезли в конце XVIII века. Первым получил распространение крупноплодный английский сорт Виктория, названный в честь королевы Англии.

А что же тогда представляет собой клубника?

С точки зрения ботаники клубника — тоже вид земляники, но совершенно другой. Это — земляника мускатная, или мускусная, получившая своё название за специфический аромат. А клубникой её стали называть из-за формы ягод, напоминающей маленькие клубочки.

Земляника мускатная в диком виде растёт в южных районах России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии. В природе — это двудомное растение: мужские и женские цветки расположены на разных кустиках, а ягоды образуются лишь на женских экземплярах.

Когда-то и в Европе и в России землянику мускатную выращивали специально и даже получили несколько сортов. Но с появлением земляники садовой земляника мускатная не выдержала конкуренции, и выращивать её перестали. А в 70-х годах ХХ века учёные скрестили землянику садовую и землянику мускатную и вывели гибрид, которому дали название "земклуника".

Источник: http://www.nkj.ru/archive/articles/13597/

Еще по теме:

  • Тыкву имеющую желтые плоды дисковидной формы скрестили Биология и медицина Вопросы по законам Менделя 1.Что такое аллели? 2.В чем отличие гетерозиготной особи от гомозиготной? 3.Чем отличается моногибридное скрещивание от дигибридного? Для размышления: - Перечислите все предположения, необходимые, чтобы объяснить на […]
  • Назначения и боевые свойства гранаты ргд-5 1. Назначение и боевые свойства ручных осколочных гранат Ф-1, РГД-5, РГН, РГО 1.1. Назначение и боевые свойства ручной осколочной гранаты Ф-1 Ручная осколочная граната Ф-1 - граната дистанционного действия, предназначенная для поражения живой силы преимущественно в […]
  • Когда сажать семейный лук на головку Советы о том, как вырастить лук на головку в огороде Спиртовую вытяжку из луковиц используют при колитах, кишечной атонии. Ею можно повысить выработку секрета и тонус в желудочно-кишечном тракте. В пищу лук используют круглогодично. И он, как бравый солдат, всегда […]
  • Эустома в домашних условиях после цветения Эустома принадлежит к семейству горечавковых, её родина – Центральная Америка, где теплый и влажный климат. Это нужно обязательно учитывать при выращивании данного растения в доме и в саду. Современные гибриды и сорта эустомы С каждым годом в продаже появляется всё […]
  • Комнатная китайская роза обрезка в домашних условиях Китайская роза – один из видов гибискуса. Родиной его считается Восточная Азия. На Гаити это растение является символом острова. Благодаря своим крупным ярким цветкам гибискус стал популярным среди опытных цветоводов и просто любителей. Цветет китайская роза […]
  • Перец сладкий маринадный f1 описание Перец сладкий ранний Джипси f1 — описание сорта и отзывы Происхождение и описание Выведен сорт в Голландии, завозится в Россию компанией Seminis. Это отлично приспособленный к нашим погодным условиям гибрид с суперранним сроком созревания плодов. Может расти в […]
  • Лунный календарь посева перца на рассаду 2015 Вот и настает горячая пора для дачников и огородников - время готовиться к новому дачному сезону 2015, высаживать рассаду. Ведь от того, насколько правильно все будет сделано, зависит, ни много ни мало, весь будущий урожай. Благоприятные дни для посадки рассады в 2015 […]
  • Цветок бальзамин афина артемида махровый Бальзамин (Impatiens). Описание, виды и уход за бальзамином Бальзамин ( лат.Impatiens) – вид однолетних или многолетних травянистых, растений семейства Бальзаминовых (Balsaminaceae) . Родиной бальзамина являются тропики и субторопики Азии и Африки, остров Занзибар, […]
  • Лучшие ранние сорта перца для средней полосы Делаем свой выбор по фото с описанием лучших сорта перца сладкого Существует множество сортов сладкого (болгарского ) стручкового перца. Все они отличаются между собой не только цветом, формой, толщиной стенок плода и его размерами. Сладкий перец, сорта которого также […]
  • Когда лучше посадить лук на головки Советы о том, как вырастить лук на головку в огороде January 16, 2014 Спиртовую вытяжку из луковиц используют при колитах, кишечной атонии. Ею можно повысить выработку секрета и тонус в желудочно-кишечном тракте. В пищу лук используют круглогодично. И он, как бравый […]